История создания пожарных автомобилей в СССР. Часть 1

Первый отечественный двухместный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан Е.А. Яковлевым и владельцем каретных мастерских Петром Алексеевичем Фрезе (1844-1918 гг.) 27 мая 1896 года в петербургской газете “Новое время” появилось рекламное объявление “Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева”, в котором сообщалось, что в начале мая в окрестностях Петербурга был испытан первый русский автомобиль.

Оставляя за бортом нашего повествования интересную историю создания за границей паровых тракторов и электромобилей в качестве двигателя пожарной повозки, отметим, что первым в истории пожарным автомобилем считается построенный в 1890 году Нюрнбергской фирмой “Юстус Кристиан Браун” самоходный паровой насос. А первый бензиновый пожарный автомобиль появился в 1901 году в Германии. Это был легкий “Адлер”. На нем размещалось несколько пожарных, сидевших спиной друг к другу и небольшой запас пожарного инструмента. Чуть позднее, в Англии, на автомобильном шасси впервые разместили небольшие по объему емкости с водой.

История дореволюционного развития пожарного автомобиля в России достаточно хорошо изучена, подробно освещена многими авторами и, можно сказать носит “канонический” характер.

Трудно утверждать, что подвигло П.А. Фрезе на создание первого российского пожарного автомобиля. Может городской заказ, а может впечатления от пожара в ночь с 26 на 27 марта 1904 года в гараже Почтамта, уничтожившего все автомобили, изготовленные его мастерскими по заказу почтового ведомства. Так или иначе, весной 1904 года в мастерских П.А. Фрезе, была завершена постройка первого в России пожарного автомобиля.

Это был последний автомобиль “Фрезе” с применением в конструкции одноцилиндрового двигателя De Dion Bouton (мощность 9 л.с., рабочий объем 942 куб.см). Вращательный момент на колеса предавался посредством цепной передачи. Автомобиль мог развивать скорость до 15 км/ч. Во время испытаний этот автомобиль прибыл на окраину Петербурга через 26 минут, в то время как конный обоз – лишь через 38. Его появление на улицах всегда вызывало оживление и повышенное внимание публики.

Машина представляла собой автолинейку, предназначенную для перевозки до 10 бойцов, на ней стояла катушка на 80 саженей (примерно 160 м) пожарных рукавов. По бортам располагались две пожарные лестницы. Противопожарное оборудование для него поставила петербургская фирма “Лангензипен”. Пожарный автомобиль был построен в единственном экземпляре и по приказу градоначальника 10 июня 1904 года был передан Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга, в которой и прослужил до 1910 года.

  

По материалам книги “Пожарный автообоз“.

Смотрите также:
История пожарных машин в США
19.01.2017

Огни, сирены и каскады воды, неотъемлемые части современной пожарной машины, имеющие тенденцию скрывать реальную роль этого типа транспортных средств служащих для спасения человеческих жизней.   Для детей и взрослых, пожарная машина в действии более захватывающее зрелище, превосходя своих коллег из экстренных служб скорой помощи и полицейских. Сегодня общий взгляд при...

Chevrolet 1957/American LaFrance
23.10.2015

Старое фото автомобиля пожарного департамента Гарнер от 1957 года на базе шасси Chevrolet 10-500 модель 750/600 от компании American LaFrance. Автомобиль предназначен для городской и сельской защиты. Стоимость составляла 11343 USD. На первом фото автомобиль из коллекции Скотта Мэтсона, на втором фото департамента пожарной защиты Гарнера....

Пожарная автоцистерна АЦП-20(63) модель ПМГ-19 (ГАЗ-63)
12.11.2013

Автоцистерна с насосом предназначена для доставки воды, пенообразователя и противопожарного оборудования в условиях бездорожья, а также для подачи воды или воздушно-механической пены за счет растворов, имеющихся в автоцистерне. Автоцистерна может быть использована для подвоза воды в районах с недостаточным водоснабжением и неблагоустроенными дорогами. Автоцистерна...

Комментарии
Добавить комментарий
Отображаемое имя пользователя
Адрес электронной почты (не публикуется)