Автоцистерна с насосом предназначена для доставки воды, пенообразователя и противопожарного оборудования в условиях бездорожья, а также для подачи воды или воздушно-механической пены за счет растворов, имеющихся в автоцистерне.
Автоцистерна может быть использована для подвоза воды в районах с недостаточным водоснабжением и неблагоустроенными дорогами.
Автоцистерна (рис. 1) смонтирована на шасси автомобиля ГАЗ-63 повышенной проходимости, грузоподъемностью 2000 кг.
Кабина шофера на два человека закрытая, цельнометаллическая, штампованная. Кабина боевого расчета и кузов — закрытого типа, их деревянные каркасы облицованы листовой сталью. Кузов имеет пять отсеков, в которых смонтированы полки и приспособления для установки и крепления противопожарного оборудования (рис. 2 и 3), входящего в комплектацию автоцистерны.
В средней части шасси автоцистерны смонтирована стальная цистерна для воды, а над насосом — бак для пенообразователя.
Насос расположен в заднем отсеке кузова и приводится в действие от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, соединенную с коробкой перемены передач, карданную передачу, редуктор и вторую карданную передачу.
Описание насоса, техническая и гидравлическая характеристики приведены в главе V «Пожарные насосы».
Конструкция насоса и водопенных коммуникаций (рис. 4) допускает подачу воды или воздушно-механической пены из цистерны, а также забор и подачу воды насосом автоцистерны из водопроводной сети или водоема.
Для забора воды из водоема па автоцистерне смонтирован газоструйный вакуум-аппарат, работающий за счет использовании энергии выхлопных газов двигателя.
Насос имеет пеносмеситель, служащий для дозирования и подачи пенообразователя во всасывающую часть насоса при получении воздушно-механической пены.
Система охлаждения двигателя — водяная, с принудительной циркуляцией. В систему включен теплообменник для дополнительного охлаждения двигателя при работе его в стационарных условиях на привод насоса в летний период. Емкость теплообменника 2.3 л. Система охлаждения обеспечивает непрерывную шестичасовую работу двигателя на расчетном режиме и температуре окружающего воздуха до 35°С.
Автоцистерна оборудована системой обогрева выхлопными газами кабины боевого расчета, воды в цистерне и насосного отсека; автоцистерна снабжена специальным звуковым сигналом-сиреной, лобовой фарой для подачи мигающих световых сигналов при следовании автоцистерны на пожар и световыми указателями поворота.
Фотографии




Технические характеристики АЦП-20(63) (ГАЗ-63)
Вес с полной нагрузкой и экипажем 6 человек, кг | 5400 |
Максимальная скорость (с ограничителем), км/ч | 65 |
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км пути | 25 |
Расход топлива на привод насоса, л/ч | 16,5 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм | 6050х2100х2465 |
Угол свеса передний/задний, град | 45/28 |
Дорожный просвет, мм | 270 |
База, мм | 3300 |
Наименьший радиус поворота, м | 8 |
Двигатель | ГАЗ-51 карбюраторный, четырехтактный |
Насос | ПН-20Л, центробежный, без направляющего аппарата, левого вращения |
Подача при напоре 95 л вод.ст. и высоте всасывания 3,5 м, л/мин | 1200 |
Пеносмеситель / производительность куб.м. в мин | эжекторный, стационарный, вмонтирован в насос / 12 |
Емкость цистерны для воды, л | 950 |
Емкость бака для пенообразователя, л | 50 |