Состав пожарного поезда

Пожарный поезд Пожарное оборудование

Пожарный поезд – подвижной состав, несущий дежурство на железной дороге и выполняющий функции аварийно-спасательной техники при возникновении возгораний. Используется также при авариях и крушениях грузового и пассажирского транспорта, при ликвидации последствий стихийных бедствий в районе несения дежурства. В состав пожарного поезда входят несколько специальных вагонов, включая цистерны с водой и вагоны для боевого расчета.

Категории пожарных поездов

Современные спецсоставы заменяют собой 40 автомобилей и приравниваются в 3 пожарным звеньям.  ТТХ пожарного поезда зависит от его разновидности:

  1. Стандартная комплектация. Такие комплексы включают в себя несколько цистерн с водой объемом до 60 куб.м., отдельный вагон-насосную станцию с пенообразователями массой до 12 т, а также вагон для личного состава, рассчитанный на перевозку 30 человек в полном боевом снаряжении. Пожарный модуль, входящий в эту категорию, предусматривает наличие напорных рукавов длиной до 2000 метров, а также аппаратов для газодымозащиты;
  2. Категория повышенных тактико-технических возможностей. Такие составы работают в зоне ЧС. К стандартной комплектации в них добавлены установки для откачки химических составов и горючих жидкостей. Они осуществляют перевозку дополнительных автоцистерн, размещенных в отдельных вагонах, и контейнеров со средствами защиты органов дыхания.

Категории пожарных поездов

Отдельно рассматривают восстановительные пожарные поезда. Они включают в себя грузоподъемное оборудование до 250 т, вагоны санитарного назначения, мини-электростанцию с прожекторной установкой, крытые платформы с подъемными автомобилями и дополнительным запасом элементов пути. За каждым восстановительным пожарным поездом закреплен начальник и постоянный штат спасателей и обслуживающего персонала. Назначение таких составов – ликвидация последствий аварий на участках дороги и на территории локомотивного хозяйства. Поезда всегда стоят на специальных пожарных рельсах без дополнительного блокирования и могут быть направлены в любом направлении локомотивного хозяйства без дополнительных маневров.

Характеристики пожарного поезда

По комплектации спецмодули разделяют на две группы:

  • 1-й категории для выполнения задач по тушению, перекачке и нейтрализации опасных грузов, включая ЛВЖ и ГЖ;
  • 2-й категории, работающие только на тушение.

Модуль пожарного поезда второй категории включает:

  • цистерны с водой 25-50 куб.м.;
  • вагон с насосной установкой и ПО;
  • цистерну для пенообразователя на 5-12 т;
  • набор пожарных рукавов 1,5-2 тыс.м.;
  • аппараты для газодымозащиты.

Характеристики пожарного поезда

Спецтранспорт первой категории характеризуется увеличенной комплектацией. В дополнение к стандартной схеме они включают:

  • отдельный вагон-насосную станцию;
  • две водяные цистерны объемом 60-73 куб.м.;
  • платформу-контейнер для спецоборудования;
  • дополнительные цистерны для ОТВ и закачки ГСМ, ЛВЖ и ГЖ.

ТТХ пожарных поездов.

Показатель Категория
1-я 2-я
Объем цистерны для воды, м3 60-73 25-50
Длина напорных рукавов 51 мм, м 700 500
Длина напорных рукавов 66 мм, м 1000 800
Пенообразователь, л 10000 5000
Боевой расчет, чел. 7 6
Количество огнетушителей, шт.

·         ОУ-5

·         ОП-5

·         ОП-50

 

 

5

5

5

 

 

5

5

2

Мотопомпа, шт. 2 2

В России, в отличие от Европы, в состав пожарного поезда не входит локомотив. Чтобы не терять скорость выезда состава на место аварии, в случае ЧС к поезду присоединяют любой свободный локомотив, имеющийся в депо. На это отводится не более 10 минут с момента поступления сигнала о возгорании.

Решение об отправке специального состава и его категорию определяет диспетчер или дежурный по станции. Если операцию необходимо провести на электрифицированных участках, то к модулю подгоняют тепловоз или пожарный паровоз.  Если же состав подается с электровозом, то на конечном пункте прибытия дежурный по железной дороге готовит сменный тепловоз или паровоз. По пути следования к месту пожара спецсостав имеет преимущество перед другими участниками движения.

Оборудование и особенности комплектации

Кроме стационарных элементов, входящих в модуль, спецсостав включает пожарно-техническое вооружение, инструменты, средства связи и средства индивидуальный защиты. Если в базовую комплектацию входят аппараты со сжатым воздухом, то дополнительно предусматривают компрессор для их заправки.

Отдельно комплектуют аптечки, одна из которых считается неприкосновенной. Ежедневно пополняют запас питьевой воды в бачке, даже если состав стоит на путях. Караул каждый день несет 6-8 человек. При вызове расчет может пополняться свободными от дежурства штатными единицами поезда или личным составом военизированной охраны станции, но только при условии прохождения такими людьми специальной подготовки. За боевую готовность поезда отвечает его начальник.

Оборудование пожарного поезда

Место дислокации состава определяется временем прибытия поезда до границы участка. Этот интервал – не более 1,5 часов, радиус охвата дежурства одного поезда не должен превышать при этом 100 км. Как правило, место дислокации отводится на крупном железнодорожном узле и проектируется на этапе строительства объекта. Если возникает необходимость отведения отдельных путей под спецсоставы на уже действующей станции, то решение принимает комиссия. Рядом со стоянкой оборудуют складские помещения, где хранятся горюче-смазочные материалы, запас топлива, мастерские для ремонта оборудования. Рядом обязательно должен быть гидрант.

Оцените статью