Периодичность перекатки пожарных рукавов на новую скатку

Периодичность перекатки пожарных рукавов Пожарное оборудование

Перекатка рукавов пожарного крана – часть технического обслуживания первичных средств пожаротушения, регламентируемая Нормами пожарной безопасности. Эта процедура направлена на поддержание эксплуатационных характеристик шланга и своевременное обнаружение его дефектов.

Нормы перекатки рукавов

Согласно п. 57 Постановления Правительства РФ № 390, периодичность перекатки пожарных рукавов на новую скатку составляет 1 раз в год. Правила эти касаются оборудования, уже введенного в эксплуатацию. Для шлангов, находящихся на хранении в складах, сроки техобслуживания сокращаются до 1 раза в квартал. На основании этих требований на каждом предприятии (организации) разрабатываются внутренние инструкции с собственным регламентом и сроками перекатки пожарных рукавов на новую скатку.

По НПБ перемотка ПР необходима и новому, полученному с завода оборудованию. Стандартно оно имеет одинарную скатку. При быстром разворачивании такая система из-за слипания дает скручивание и спутывание гибкого трубопровода, а это не позволяет эксплуатировать шланги в штатных ситуациях по тушению пожара.

Пожарный рукав

Согласно Федеральному закону РФ № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. и Постановлению Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 г., обслуживание средств пожаротушения, в том числе перекатка пожарных рукавов, должно производиться предприятием, получившим лицензию на данный вид деятельности. Плюс к этому документу у организации должна быть отдельная лицензия МЧС на право осуществления именно скатки рукавов. Даже в пожарных частях сотрудники не могут перекатывать ПР самостоятельно. Делают это уполномоченные лица из отдела технического контроля.

Цели перемотки рукавов

Перекатку пожарных рукавов необходимо проводить с целью выпрямления замятого ребра и последующего его сдвига на середину продольного сечения. Обусловлено это физическими свойствами внутреннего прорезиненного слоя мягкого трубопровода. Для его покрытия используется полимер или резина, поэтому плотная скатка ПР приводит к слипанию материала. В результате эксплуатационные качества оборудования снижаются.

Соблюдение графика перемотки пожарных рукавов позволяет предупредить порчу трубопровода и вовремя обнаружить дефекты:

  • перетирание;
  • трещины внутреннего и наружного слоя;
  • деформацию материала;
  • разрывы;
  • потерю гибкости;
  • утрату герметичности;
  • образование гнили и плесени.

Пожарные рукава

Правила перемотки пожарных рукавов

При перекатке обязательным считается соблюдение условий:

  • обслуживание гибкого трубопровода после каждого использования;
  • соответствие работ утвержденному графику: от того, как часто будут перематывать рукава, зависит сохранение эксплуатационных характеристик оборудования;
  • организация подготовительного этапа работ;
  • использование специального оборудования;
  • документальное сопровождение процесса.

Подготовительный этап предусматривает полную раскатку трубопроводов, их вымачивание в специальной ванне и промывку с целью размягчения внешнего и внутреннего слоя с одновременным удалением загрязнений. Далее следует просушка на открытом воздухе или в специальных сушилках, если ТО проводят в зимнее время. Завершающий этап – талькирование с целью предупреждения последующего слипания.

Хранение пожарных рукавов

График перемотки рукавов совпадает с периодичностью проверки этого оборудования на герметичность. Для этого проводятся гидравлические испытания на разрывы. В условиях пожарной части эти операции проходят под руководством начальника караула, ответственного за рукавное хозяйство. Данные заносят в формуляр изделия. Если обнаружены порывы, их устраняют способом вулканизации. Шланги с иными дефектами отправляют на ремонт.

После проверки гибкий трубопровод перекатывают на новое ребро под углом 90°. Делают это на специальном станке или вручную.

Виды скаток

Существует несколько видов скатки ПР:

  1. Одинарная, рекомендованная для резервного оборудования. Принцип ее укладки состоит в полном разматывании шланга, его обработке и последующей скрутке по типу улитки.
  2. Двойная для оборудования, хранящегося в пожарных шкафах и отсеках пожарных автомобилей. Принципиальное отличие двойной скатки от одинарной – внешнее расположение обоих концов с соединительными головками.
  3. Гармошка (вертикальная или горизонтальная). Считается транспортировочным вариантом.
  4. Восьмерка. Применяется для трубопроводов с коротким сроком хранения, чаще всего используется для транспортировки шлангов на ремонт.

Скатка рукавов

Ответственность руководителя организации

Основная ответственность за содержание противопожарного оборудования в технически исправном состоянии возложена на руководителя организации. Он организует процесс перекатки пожарных рукавов, подписывает график ТО и назначает ответственных за хранение шлангов. Руководитель следит за тем, как часто проходит перемотка рукавов и совмещается ли она с другими операциями по обслуживанию, так как общие графики позволяют продлить срок эксплуатации трубопроводов.

Руководитель организации ответственный также за ведение документации по техобслуживанию. Журналы и акты с соответствующими записями считаются подтверждением исправности оборудования.

  1. Журнал. В нем фиксируют количество, тип, место размещения и дату перемотки ПР. Документ хранится у лица, ответственного за пожарную безопасность на предприятии.
  2. Акт. Основной документ, подтверждающий проведение ТО. В нем указывается состав рабочей бригады, проводившей перекатку, а также отображается весь технологический процесс. Акт подписывают все участники мероприятия.
  3. Бирка. В новой скатке рукав фиксируется обвязкой, на которую навешивается специальная бирка с указанием номера ПР, фразы о перемотке, даты ТО и подписью ответственного лица. Бирка обязательно должна быть видна через стекло шкафа, в котором хранится рукав.

Пожарные рукава

Перемотку ПР обычно совмещают с сезонным обслуживанием системы внутреннего протиповожарного водопровода. В этом случае мероприятие включается в комплексную проверку с занесением соответствующих данных в журнал ТО.

Оцените статью