Обслуживание пожарных гидрантов

Обслуживание пожарных гидрантов Пожарное оборудование

Своевременное техническое обслуживание пожарных кранов и гидрантов считается залогом их исправности в любой критической ситуации. Они являются частью водопроводной системы противопожарных городских сетей, располагаются в специальных колодцах под землей или на поверхности. Именно местоположение этой части водопровода играет ключевую роль во время проверки и эксплуатации гидрантов и кранов. При проектировании системы придерживаются следующих требований:

  • расположение – исключительно вертикальное;
  • свободное открытие и закрытие крышки;
  • расстояние до стены здания – 50-100 метров;
  • количество гидрантов на линии и расстояние их друг от друга определяется плотностью застройки и техническим расчетом воды, необходимой для тушения;
  • расстояние от проезжей части – не более 2.5 метров и не ближе 5 метров до стены здания;
  • гидрант не устанавливается на ответвлениях водопровода.

Техническое обслуживание пожарных кранов и гидрантов

Кто обслуживает системы

Обслуживание пожарных гидрантов, проверку соблюдения правил эксплуатации и целостности устройства проводят специалисты предприятия, на балансе которого стоит оборудование. Это организации различных форм собственности, которые заключили договор на обслуживание гидрантов с водоканалом. Если оборудование не за кем не закреплено, то ответственность за него несет местная администрация. Лицензия на этот вид деятельности обязательна.

Специалисты, осуществляющие проверку, руководствуются методическими указаниями, основанными на Своде правил противопожарной защиты источников наружного водоснабжения СП 8.13130.2009. Методические указания подписывают уполномоченные для этого органы областного или городского значения. Требования к подземным гидрантам прописаны в ГОСТе 8220-85.

Протокол ТО пожарных гидрантов

Техническое обслуживание этой части водопровода включает в себя выявление неисправностей наружных блоков (крышки люка, корпуса установки и стенок колодца), фиксацию отсутствия воды в колодце и самом гидранте, проверку герметичности клапана, диагностику его работы.

Протокол ТО пожарных гидрантов

Работу специалистов предприятия, с которым заключен договор на обслуживание системы, сопровождают коммунальные службы, которые очищают колодец от мусора, и дорожники, обеспечивающие подъезды спецтехники к месту, подлежащему осмотру.

Обслуживание внешних деталей

Правила обслуживания пожарных гидрантов предполагают регламентные работы дважды в год: весной и осенью. Внешние же детали водопроводной системы обязаны находиться под контролем постоянно. В зимний период крышку люка очищают от снега, наледи, песка и грязи. Недопустимо ставить на люк тяжелые предметы. Обслуживание этой части водопровода возложено на коммунальщиков или иных лиц согласно утвержденной инструкции.

Дорожные службы следят, чтобы во время проведения ремонта магистрального покрытия на люки не попал асфальт. Запечатанная крышка часто становится преградой для проведения операции в экстренных ситуациях.

Плановое ТО

Осенью работы ведут по плану:

  • оценивают уровень подземных вод в колодце;
  • откачивают лишнюю жидкость;
  • ставят ПГ на учет;
  • при полной технической исправности системы проводят утепление колодца.

Плановое техобслуживание пожарных гидрантов

Весной проводят более масштабные действия:

  • снимают утеплитель
  • устанавливают на кран колонку;
  • совмещают с пожарным рукавом;
  • оценивают соответствие горловины колодца колонке;
  • прочищают заправочное отверстие;
  • производят пуск воды;
  • делают замеры мощности напора и расхода воды;
  • составляют акт проверки.

В случае выявления малейшей неисправности проводят ремонт и замену деталей.

Испытание системы

Перед непосредственным испытанием проводят подготовку оборудования:

  • специальным инструментом снимают крышку люка и сдвигают ее по направлению к себе;
  • опускаясь в колодец, соблюдают технику безопасности: необходимо надеть специальный костюм, исключить наличие в зоне работ легковоспламеняющихся предметов и источников огня, включая зажженные сигареты.

Испытание пожарных гидрантов

Далее переходят к непосредственной проверке. Гидрант устанавливают на подставку в самом колодце, соблюдая его вертикальную ориентацию. Расстояние от оси до стенок люка – не менее 17.5 см. Забор воды проводят следующим образом:

  1. На резьбу головки накручивают колонку. Нижняя часть ключа квадрата колонки обязана совпасть с квадратом штанги гидранта.
  2. Ключ поворачивают по часовой стрелке.
  3. Проверив закрытие резьбы головки и плотность фиксации колонки, открывают клапан. Ключ поворачивают против часовой стрелки, следя, чтобы были закрыты вентили.
  4. Открывают вентили и проверяют напор воды, отсутствие протечек, работу и подвижность вращающихся деталей.

Возможные поломки и ремонт

Заподозрить неисправность системы можно уже на стадии проворачивания ключа. Точное количество оборотов, необходимых для максимального открытия клапана, прописано в технической документации к оборудованию. В среднем это 10-14 вращений. Если ключ поворачивается с трудом, то это один из признаков покрытия резьбы штока ржавчиной или попадания на нее мусора. В этом случае проводят разгон резьбы, проворачивая ключ то в одну, то в другую сторону.

Возможные поломки и ремонт пожарных гидрантов

Из наиболее частых неисправностей фиксируют:

  1. Холостой ход ключа. Причина – оторван шаровой кран.
  2. Затрудненное прокручивание. Причина – попадание грязи и посторонних предметов в запорную систему.
  3. Износ прокладки, что является первой причиной нарушения герметичности.
  4. Застой воды в стояке. Причина – попадание мусора в сливное отверстие.
  5. Смещение оси стояка, из-за чего невозможно подсоединить колонку.

Проведение ремонтных работ возложено на сотрудников предприятия-изготовителя или организации, подписавшей с водоканалом договор на обслуживание системы. Ремонт и профилактику обычно проводят на месте. В исключительных случаях требуется демонтаж установки. Чтобы снять гидрант, используют сварочное оборудование. Для этого откачивают воду из колодца, проверяют состояние соседних люков и перекрывают водоснабжение. Водопровод на месте демонтажа заглушают.

После капитального ремонта надзорная пожарная служба проверяет соответствие оборудования технической документации производителя. Подробное описание поломки и методы ее устранения заносят в журнал под роспись ответственного за ремонт.

Оцените статью