Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.
Общие рекомендации
- Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
- Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
- Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
- Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
- Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
- Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
- Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
- Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
- Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
- Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
- Радиус опасной зоны – 10 метров.
- Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
- Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.
Горит автомобиль в ходе движения
Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.
Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.
Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.
Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.
Горит автомобиль на стоянке
Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.
Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.
Причины пожарной опасности
Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.
- Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
- Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
- Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
- Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
- Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.
Меры профилактики
Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.
- Не пренебрегать ТО автомобиля.
- Проводить визуальный осмотр топливной системы и электропроводки. Крышка бензобака должна быть целой и плотно закрываться. Провода не должны быть оголены.
- Не перевозить ГСМ и газовые баллоны в салоне и багажнике.
- Не использовать пластиковые канистры для перевозки бензина.
- Не заправлять машину при включенном двигателе.
- Регулярно проверять огнетушители.