Шасси пожарных автомобилей

Шасси пожарных автомобилей Пожарные машины

Шасси пожарного автомобиля относится к первому уровню базовых подсистем общего комплекса механизмов, которые определяют функциональность и назначение машины. Условно шасси автомобилей включает в себя три больших узла: ходовую часть, трансмиссию и механизмы управления. При разработке ПА за основу берутся базы грузовых автомобилей.

Основные требования к базовым шасси пожарных автомобилей

Противопожарная техника разрабатывается на базе грузовых автомобилей. Исключение составляют машины, эксплуатируемые в нестандартных условиях. В таком случае под заказ создают новые модификации. Пожарные автомобили разрабатывают на полноприводных или неполноприводных шасси. Скоростные и тяговые требования к последним прописаны в ГОСТе 21398-89. Регламент полноприводных систем основан на нормативно-технической документации конкретной модели ПА. Обязательное условие для них – комплектация шинами для передвижения по грунтовым дорогам. В число основных требований входит также и наличие на ведущих колесах  системы подсоединения противоскользящих цепей (при двускатной ошиновке крепления цепи ставятся на каждое колесо).

От базы зависит величина общей массы ПА. Она не должна превышать 95% от максимально предусмотренной общей массы для данного типа конструкции. При этом если автомобили были разработаны до вступления в силу  ГОСТа 21398-89, допускается использование полной массы, но только по согласованию с изготовителем шасси. Отдельно просчитывается количество мест боевого расчета. Нагрузка при этом берется из расчета массы человека 75 кг плюс дополнительно 10 кг специального снаряжения.

Требования к шасси пожарных автомобилей

Одна из ключевых систем шасси пожарного автомобиля – двигатель. Как правило, в эксплуатацию ГПС поступают машины с бензиновым или дизельным поршневым мотором. Реже в комплектацию входит газотурбинный двигатель, но только при условии, что его ресурс не меньше поршневого. Объем топливного бака рассчитывается исходя из необходимости обеспечения непрерывного пробега автомобиля минимум 400 км.

К базовому шасси ПА предъявляют требования по установке механизма отбора мощности, благодаря которому работает насос. Компоновка должна предусматривать использование системы обогрева кабины боевого расчета и кузова с размещенным на нем оборудованием. При отборе мощности на привод насоса двигатель и трансмиссия должны обеспечивать непрерывную работу спецсистем в течение минимум 6 часов с поддержанием температуры масла и уровня охлаждающей жидкости в установленных технической документацией пределах.

Тормозная система, используемая при оборудовании пожарных машин, должна соответствовать ГОСТу 22895. При пневматической системе со стояночным тормозом, работающим на пружинном аккумуляторе энергии, обязательно наличие устройства, которое обеспечивает рабочее давление в этой системе в режиме ожидания. Недопустимо падение более 60% от номинального показателя в течение суток.

Система электрооборудования базового шасси для пожарных автомобилей разрабатывается с учетом требований ГОСТов 3940; 6964; 8769; 10984 и 20961. Одно из условий – установка выключателя аккумуляторных батарей. Сами же аккумуляторные батареи устанавливают только в защищенных от попадания грязи местах с возможностью дополнительного утепления. В систему электрооборудования должно входить устройство для подключения зарядного устройства для подзарядки аккумулятора в стационарном положении.

Устройство шасси пожарных автомобилей

Источник питания базового шасси пожарного автомобиля должен обеспечивать работу дополнительных электропотребляющих систем, таких как маяки, прожекторы, радиостанции. В таких случаях предусматривается отдельный вывод (розетка) напряжения 12 В. Дополнительные розетки могут быть установлены вне кабины.

Шасси оборудуются тягово-сцепными и буксирными устройствами, а также задним буфером безопасности. Наружное покрытие частей шасси, используемого для производства пожарных автомобилей,  должно совмещаться с информативной окраской, принятой для маркировки ПА.

В комплектацию шасси также входит: запасное колесо, комплект инструментов для проведения текущего ремонта, комплект запасных частей в зависимости от типа ПА, огнетушитель, аптечка, противооткатные упоры.

Особенности шасси КамАЗ для пожарных автомобилей

Шасси, разрабатываемые инженерами Камского автомобильного завода, считаются одними из лучших баз для производства пожарной техники. Они надежны и полностью адаптированы для эксплуатации в различных регионах страны с большим диапазоном рабочих температур. На сегодняшний день КамАЗ предлагает варианты базовых платформ, которые совместимы с техническими условиями техники системы ГПС.

Самой популярной базой КамАЗ для пожарных автомобилей стало шасси 43118. Наиболее востребовано оно для производства автоцистерн. Это различные модификации автомобилей типа АЦ с емкостью для воды объемом 3-12 тонн. Расширенный модельный ряд ПА стал возможен благодаря вариантам колесной формулы. Это полноприводные шасси 8х8, 6х6 и 4х4. Востребованными при производстве пожарной техники являются и комбинированные базы 8х4, 6х4 и 4х2.

Шасси Камаз 43118

Одним из преимуществ шасси КамАЗ считается увеличенная грузоподъемность в диапазоне 7-30 тонн, благодаря чему появляется возможность установки дополнительного оборудования и аксессуаров. Плюсом является и длинная несущая рама (410-870 см), что позволяет значительно расширить потенциальные возможности противопожарной техники.

Кроме общих технических параметров КамАЗ выигрывает перед конкурентами за счет установки мощных силовых агрегатов. Минимальная мощность современных двигателей – 185 л.с. При этом моторы соответствуют критериям экологичности по нормам ЕВРО-4.

Оцените статью