Пожарная машина КАМАЗ-43502

Пожарная машина КАМАЗ-43502 Пожарные машины

Автомобиль КАМАЗ-43502 стал базой для производства пожарных машин, доставляющих к месту ЧС боевой расчет, пожарно-техническое вооружение, запас воды и пенообразователя. Это техника, которая используется как самостоятельная единица, а также как насосная установка для работы на перекачку воды и воздушно-механической пены на другие автоцистерны. Плюс машин – эксплуатация во всех климатических регионах страны при температуре -40…+40°С.

Общие конструктивные особенности

Шасси КАМАЗ-43502 было выбрано для разработки пожарных машин из-за возможности четкой компоновки основных конструктивных узлов техники данного класса. Кузов автоцистерн независимо от объема бака делают по модульной схеме: он состоит из трех частей, которые включают передний отсек для ПТВ, цистерну и бокс для ОТВ совместно с насосным блоком.

База КАМАЗ-43502 удобна для установки кузова с центральным расположением цистерны с возможностью использования левого и правого бока кузова под перевозку ПТВ, а также для сочетания отдельной емкости для технического вооружения с насосным отсеком. Также шасси не лимитирует выбор материала для емкостей под воду и пену: кузов может быть цельным из алюминиевого сплава. На него же могут быть установлены и баки из полиэтилена, но только в случае центрального их размещения.

В базовом исполнении двери отсеков делают шторного типа с барабаном намотки. Для их подъема используются телескопические опоры. Отдельные автомобили комплектуются дверцами панельного типа на пневмопружинах, благодаря которым обеспечивается свободный доступ к любой точке отсека. Насос зарыт откидными дверцами. Для подъема на крышу в задней части кузова закреплены откидные алюминиевые лестницы. В зависимости от модели пожарной автоцистерны КАМАЗ-43502 лафетный ствол устанавливается на крыше кузовной части или на кабине для боевого расчета.

Габариты ПМ КАМАЗ-43502

В штатном исполнении кабина расположена сразу над двигателем. Она рассчитана на 3 человек (2 бойцов и водителя). В расширенной версии ставится цельносварная двухрядная кабина салонного типа с передней откидной частью. Если это отдельный модуль, то в пожарной машине КАМАЗ-43502 (АЦ) он размещен за двигателем. Его делают цельнометаллическим, двухдверным, четырехместным. Для обогрева кабины используется автономный дизельный отопитель, который также работает и на обогрев насосного отдела. Привод же пожарного насоса работает от общей коробки отбора мощности.

АЦ-3,0-40

Это самая распространенная модель пожарных машин на базе КАМАЗ-43502. Для крепления автоцистерны на шасси устанавливается надрамник с амортизаторами. Бак сделан из цельнометаллического сварного каркаса. Для наружной обшивки используется стальной лист с полиуретановым двухкомпонентным покрытием. Крыша кузова сделана из рифленого алюминия.

Для цистерны используется сталь 3 мм. Номинальный объем бака – 3000 литров. Он имеет продольную компоновку. При креплении цистерны к надрамнику в пожарной машине АЦ-3,0-40 (КАМАЗ-43502) использованы элементы, которые компенсируют воздействие при скручивании рамы на каркас кузова, что в итоге предупреждает повреждение емкости.

Пожарная автоцистерна

Внутри бака есть перегородки, которые гасят колебания жидкости при ее транспортировке. Также внутри предусмотрены устройства, снижающие избыточное давление при заполнении или выкачке воды при помощи насоса. Опорожнение цистерны при ее переполнении происходит способом свободного слива. Для контроля заполнения используются датчики дискретностью 1, ¾, ½ и ¼. Бак можно заполнять как собственным насосом, так и внешним.

Пенобак сделан из нержавеющей стали толщиной 2 мм. Общий его объем – 180 л. Внутри расположено устройство, предупреждающее сильное вспенивание вещества при заправке и разряжение при подаче пенообразователя. Если ставится пенобак, интегрированный с цистерной, то он демонтируется без разборки всей надстройки. С насосной установкой он соединен эластичными элементами, благодаря которым внутри не возникает усталостных деформаций при вибрационных нагрузках.

Пеналы для рукавов сделаны из антикоррозийного материала и полностью защищены от попадания внутрь посторонних предметов. В этой модели предусмотрено 4 боковых отсека с дверями шторного типа, оборудованными отверстиями для слива остатков воды. В самих отсеках предусмотрена подсветка и световая сигнализация с выводом индикаторов в кабину водителя.

Пожарная автоцистерна АЦ 3,0-40

Насосный отсек закрыт дверями распашного панельного типа с пневмостойками. На этот автомобиль в базовой комплектации ставится пожарный насос НЦПН-40/100. С ним работает лафетный ствол ручного управления производительностью 40 л/сек.

Технические характеристики пожарной машины АЦ-3,0-40 (КАМАЗ-43502):

  • колесная формула – 4×4;
  • мощность двигателя номинальная/удельная, кВт – 178/14;
  • боевой расчет – 7 чел.;
  • емкость цистерны, л – 3000;
  • емкость пенобака, л – 180;
  • насос – НЦПН-40/100;
  • производительность, л/с – 40;
  • напор, м – 100;
  • расположение насоса – заднее;
  • лафетный ствол – ЛС-С40У;
  • скоростной режим, км/ч – 85;
  • габариты, м – 8×2,5×3,6;
  • полная масса, кН – 12600.

Автолестница АЛ-30

На базе КАМАЗ-43502 кроме пожарных автоцистерн производят автолестницы АЛ-30. Основное техническое устройство на них представляет собой выдвижную четырехколенчатую лестницу, каждое звено которой состоит из двух ступеней с распорками.  В качестве материала использована высокопрочная низколегированная сталь.  Колена лестницы имеют телескопическое соединение. Каждое звено перемещается при помощи гидрополиспастов: опорных и направляющих роликов и шайб. Звенья складываются под собственным весом.

Автолестница АЛ-30

Технические характеристики пожарной машины АЛ-30 на Камаз 43502:

  • состав экипажа – 3 человека;
  • полный вылет стрелы, м – 30;
  • максимальный вылет стрелы под нагрузкой, м – 16;
  • угол подъема по вертикали – -7…+73°;
  • нагрузка при эксплуатации в качестве крана, т – 1;
  • поворот вокруг оси – 360°;
  • привод лестницы – гидравлический;
  • расход штатного лафетного ствола, л/с – 20.
Оцените статью