Пожарная машина ЗИЛ-157

Пожарная машина ЗИЛ-157 Пожарные машины

Шасси многоцелевого грузовика ЗИЛ-157 стало базой для целой серии пожарных автомобилей, которые производили в 60-70-х годах. Учитывая высокие дорожные качества этой техники, она состояла на вооружении у пожарных до середины 90-х годов. Этим машинам не было равных в труднопроходимых местах.

Содержание
  1. ПМЗ-27
  2. ПМЗ-42
  3. ПНС-100

ПМЗ-27

Автоцистерна, получившая серийный номер ПМЗ-27 (АЦП-30), была разработана на Прилукском заводе противопожарного оборудования и выпускалась с 1959 по 1964 год. Это была одна из самых успешных машин на базе ЗИЛ-157, хотя первые три года после того, как автомобиль поставили на конвейер, его выпуск все же не был массовым. Полностью на эту версию перешли только после окончательного ухода ЗИС-151, на котором делали модель ПМЗ-13, хотя успешные испытания доказывали превосходство нового автомобиля. На заводе в Прилуках не хотели модернизировать главный конвейер и воспользовались ситуацией, когда пожарное ведомство вносило ряд дополнительных требований к ПМЗ-27, выиграв на этом еще 3 года для полноценного выпуска ЗИС-151.

Уже в то время машина комплектовалась двойной кабиной, рассчитанной на 7 мест боевого расчета. Бак для воды вмещал 2150 литров, а для пенообразователя – 150 литров. Подача ОТВ производилась под давлением 9 атмосфер при помощи насоса ПН-30К, производительность которого была в пределах 30 л/сек. Привод насоса работал от КОМ, установленной на КПП. Передаточное число его в базе было выдержано по схеме 1:1,716.

Пожарная машина ЗИЛ-157

По техническим характеристикам эта пожарная машина на базе ЗИЛ-157 могла опередить время. Дело в том, что еще на стадии  разработки «захарки» (так в народе называли эту автоцистерну) автомобиль хотели укомплектовать газоструйным вакуумным аппаратом с дистанционным управлением на пневматике, что было прорывной инженерной мыслью того времени. Новая технология никак не совмещалась с общими техническими возможностями и делала практически невозможным ремонт в условиях, удаленных от мощностей завода-изготовителя, поэтому в серию пневматика 50-х годов так и не вышла.

Габариты машины были 6940x2185x2720 мм, угол свеса у нее был 51/36°, полная масса – 9,89 т. В базовой комплектации автомобиль выпускали с двигателем мощностью 110 л.с., благодаря которому машина развивала скорость до 65 км/ч с расходом 22,5 л/ч.

В 1964 года произошла модернизация, в серию выпустили ПМЗ-27А. Эта автоцистерна получила стационарный лафетный ствол с управлением из кабины водителя. Производительность такой установки составляла 550 л/мин. В остальном же машина не отличалась от своего предшественника: количество мест боевого расчета было все так же 7 человек, вместимость цистерны и бака для пенообразователя осталось на уровне 2150 и 150 литров соответственно. Насос в силу времени на этот автомобиль поставили ПН-30КФ, а вот его производительность также осталась прежней (30 л/с) при 9 атмосферах. Немного изменились габариты: 7200х2185х2800 мм.

После прекращения производства ПМЗ-27 и 27А по спецуказанию руководства страны машины были переданы сельским добровольным пожарным дружинам, где отдельные экземпляры и продержались на боевом посту до начала 90-х годов.

ПМЗ-42

Еще одна автоцистерна на базе ЗИЛ-157, которая стала отличным решением для пожарных, работающих в северных условиях. Модель ПМЗ-42 была долговечной: в Прилуках ее выпускали с 1960 по 1970 год, а затем продолжили работу над этой машиной в Варгашах.

ЗИЛ-157 ПМЗ-42

В этой версии инженеры дополнили технику автономным обогревателем, который отапливал насосный отсек, распределитель и цистерну для воды. Водяной бак имел еще и дополнительное утепление с подогревом от выхлопных газов. Преимуществом для работы в сложных условиях стало сочетание односкатных колес с системой снижения в них давления. По сравнению с 27-й серией, эта автоцистерна комплектовалась чуть более мощным двигателем на 104 или 109 л.с., но это не дало автомобилю дополнительных скоростных возможностей.

Благодаря особенностям базового зиловского шасси машина комплектовалась вместительным водобаком емкостью 2100 литра и пенобаком на 150 литров. Насос в 42-й модели ставился ПН-30К производительностью 30 л/с при тех же 9 атмосферах, что и в предыдущих пожарных машинах на ЗИЛ-157. Привод насоса был от КОМ с передаточным числом 1:1,21. Колесная база шасси переоборудованного под пожарные нужды автомобиля составляла 4225 мм, габариты машины в целом были 6940x2185x2770 мм. Углы свеса – 51/33°. Полная масса автоцистерны – 10,1 т за счет дополнительного утепления.

ПМЗ-42

ПНС-100

Эта машина стала первой серийной передвижной насосной станцией на базе ЗИЛ-157К, разработанной по формуле 6×6. Ее начали выпускать в 1964 году в Прилуках, что стало знаковым событием для пожарной службы. Техника работала в паре с рукавным автомобилем, что позволяло передавать воду в большом количестве и на большие расстояния. При установке ПНС-100 на водоисточник одна такая машина заменяла собой сразу 4 автоцистерны. К ней подключалось 8 стволов типа А, 10 стволов типа Б или 4 лафетных переносных ствола диаметром 32 мм.

С целью размещения всех необходимых для передвижной насосной установки агрегатов базовое шасси удлинили на 500 мм. Кабину оставили прежнюю, от ЗИЛа-157К, рассчитанную на 3 человек. Кузовная часть была жесткой, полностью закрытой для защиты насосной станции. Чтобы обеспечить подход к агрегатам и комплектующим насоса, в кузове были предусмотрены 4 дверцы. В задней части капота делали стеклянную дверцу, чтобы в зимнее время обеспечивать визуальный осмотр контрольно-измерительных приборов мотора и насоса.

ПНС-100 на базе ЗИЛ-157

Привод основной установки работал от дизельного двигателя. На шасси ставились также центробежный насос, система охлаждения и подогрева силового агрегата, приборы управления. В базовой комплектации была предусмотрена система ПН-100 для подачи воды под давлением по напорным рукавам. Это был первый серийный выпуск насоса такой мощности. Он был очень похож на ПН-30К, но с дополнительными местами подсоединения трубопроводов системы охлаждения дизельного двигателя.

ПНС-100 поставлялся потребителю с двумя всасывающими рукавами диаметром 200 мм и длиной 4 м, набором ключей для напорных и всасывающих рукавов, тройником для работы на перекачку, двумя четырехходовыми разветвителями.

Оцените статью