Пожарная машина ЗИЛ-133

Пожарная машина ЗИЛ-133 Пожарные машины

Автомобиль повышенной грузоподъемности ЗИЛ-133 выпускался Заводом имени И.А. Лихачева с 1975 по 1999 год. Это были трехосные грузовики на базе проверенной временем 130-ки.  Они стали народнохозяйственной модификацией: машины ЗИЛ-133 выпускались как пожарная техника, как автоцистерны, лесовозы, а к олимпиаде в Москве с конвейера сошли фургоны для перевозки лошадей.

Основные характеристики

В семейство 133-ки входит 17 модификаций автомобиля. Первой в свет вышла серия «Г1», получившая коробку передач и двигатель от своего прародителя, 130-й модели. Далее последовали переработки и выпуск «Г2», на которую поставили дизельный двигатель КАМАЗ-740 и усиленную карданную передачу. Именно эта версия стала основой для ЗИЛ-133ГЯ, на базе которого и разработали пожарные машины повышенной грузоподъемности.

Пожарная машина ЗИЛ-133 на то время выделялась на фоне других своими рабочими параметрами:

  • работа в широком диапазоне температур: -40…+40°С;
  • адаптация к повышенной влажности воздуха до 98%;
  • устойчивость к запыленности до 1 г/м3;
  • способность противостоять ветру до 20 м/с;
  • сохранение тягово-динамических характеристик на высоте до 1500 м.

Все версии 133-й модели отличались прочностью конструкции. Платформа ГЯ использовалась для установки на нее специального оборудования, в том числе и пожарного. Она выпускалась с колесной формулой 6×4 и имела два задних ведущих моста, соединенных в одну тележку.  Конструкция у пожарного ЗИЛ-133 рамная с бортовой платформой грузоподъемностью до 10 т.

Характеристики пожарной машины ЗИЛ-133

Пожарный 133-й выпускался с дизельным восьмицилиндровым V-образным четырехтактным двигателем КАМАЗ-740, работающим с жидкостной системой охлаждения. Технические характеристики двигателя пожарной машины ЗИЛ-133ГЯ:

  • объем – 10,85 дм3;
  • диаметр цилиндров – 120 мм;
  • степень сжатия – 17;
  • мощность – 210 л.с.;
  • крутящий момент – 650 Нм;
  • расход топлива – 178 г/л;
  • масса двигателя эксплуатационная – 1120 кг;
  • масса двигателя конструкционная – 730 кг.

Для пожарного автомобиля на данной платформе важна такая деталь, как воздушная заслонка, которая перекрывает выход воздуха из цилиндров. Эта функция используется в качестве вспомогательной тормозной системы на спусках. Безотказную работу при перепаде температур обеспечивает электростартер с предпусковым подогревом.

Пожарный ЗИЛ-133ГЯ работал с механической десятиступенчатой коробкой передач с ручным управлением. В ней есть основной агрегат и приставной делитель, который может повышать передаточное число при включенной передаче. Чтобы упростить управление функциями делителя, на рычаге КПП была смонтирована дополнительная ручка.

Параметры пожарной машины ЗИЛ-133

Модель 133ГЯ относится к большегрузным машинам, способным перевозить до 10 т, имея при этом собственный вес 7610 кг. При снаряжении происходит распределение нагрузки по осям: 3290 кг на передний мост, на задний и промежуточный – 4290 кг. Общие габариты машины:

  • длина – 9250 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2504 мм;
  • высота погрузочной платформы – 1380 мм;
  • передняя и промежуточная ось – 4610 мм;
  • задняя и промежуточная ось – 1400 мм;
  • передняя колея – 1835 мм;
  • задняя колея – 1850 мм;
  • дорожный просвет – 235 мм.

Пожарная машина на базе ЗИЛ-133

Автомобиль, выпускавшийся на 133-й платформе для нужд пожарной охраны, получил индекс 181А. Вопрос о его создании стал в начале 70-х годов, когда появилась потребность в автоцистернах увеличенного объема. Особо актуальной эта проблема была для отдаленных местностей.

Первой пожарной машиной на базе ЗИЛ-133 стала автоцистерна АЦ-40(133Г1) 181. Она была сделана в 1977 году в единственном экземпляре и так и не вошла в серию. Следующие 4 года велась работа по модернизации, после чего на выставке Стройдормаш-81 представили серийный образец 181А. Огнеборцы смогли оценить не только ее увеличенную базу, но и мощный дизельный мотор. Вместимость цистерны была заявлена на уровне 4,8 т, что было сравнимо с двумя стандартными емкостями для воды.

Автоцистерна АЦ-40(133Г1)

Сложность в эксплуатации автомобиля составлял большой радиус разворота, целых 12 м, из-за чего машина с трудом маневрировала в городской застройке. Неповоротливый «крокодил», как прозвали ЗИЛ-133 водители, не помещался ни в один гараж. Автомобиль поставляли в основном в сельскую местность, но даже емкость его цистерны не смогла там удовлетворить нужды огнеборцев. Длинная база не позволяла машине преодолевать ухабистые дороги. Трудности были учтены, и именно они не позволили начать масштабный выпуск машины: всего с конвейера сошло чуть более 300 автомобилей АЦ-40 (133ГЯ) 181А.

Увеличенная монтажная длина рамы позволила разработать пожарную автолестницу. Инженеры Торжокского машиностроительного завода в 1980 году создали пожарную машину с 45-метровой лестницей с гидроприводом. Но самой необычной разработкой стал гибрид автоцистерны и автолестницы АЦ-40(133ГЯ)-203. Эта машина имела двухрядную кабину, емкость для воды и 18-метровую телескопическую лестницу с люлькой. Выпущено было всего 3 экземпляра такого автомобиля.

Оцените статью