Автомобиль повышенной грузоподъемности ЗИЛ-133 выпускался Заводом имени И.А. Лихачева с 1975 по 1999 год. Это были трехосные грузовики на базе проверенной временем 130-ки. Они стали народнохозяйственной модификацией: машины ЗИЛ-133 выпускались как пожарная техника, как автоцистерны, лесовозы, а к олимпиаде в Москве с конвейера сошли фургоны для перевозки лошадей.
Основные характеристики
В семейство 133-ки входит 17 модификаций автомобиля. Первой в свет вышла серия «Г1», получившая коробку передач и двигатель от своего прародителя, 130-й модели. Далее последовали переработки и выпуск «Г2», на которую поставили дизельный двигатель КАМАЗ-740 и усиленную карданную передачу. Именно эта версия стала основой для ЗИЛ-133ГЯ, на базе которого и разработали пожарные машины повышенной грузоподъемности.
Пожарная машина ЗИЛ-133 на то время выделялась на фоне других своими рабочими параметрами:
- работа в широком диапазоне температур: -40…+40°С;
- адаптация к повышенной влажности воздуха до 98%;
- устойчивость к запыленности до 1 г/м3;
- способность противостоять ветру до 20 м/с;
- сохранение тягово-динамических характеристик на высоте до 1500 м.
Все версии 133-й модели отличались прочностью конструкции. Платформа ГЯ использовалась для установки на нее специального оборудования, в том числе и пожарного. Она выпускалась с колесной формулой 6×4 и имела два задних ведущих моста, соединенных в одну тележку. Конструкция у пожарного ЗИЛ-133 рамная с бортовой платформой грузоподъемностью до 10 т.
Пожарный 133-й выпускался с дизельным восьмицилиндровым V-образным четырехтактным двигателем КАМАЗ-740, работающим с жидкостной системой охлаждения. Технические характеристики двигателя пожарной машины ЗИЛ-133ГЯ:
- объем – 10,85 дм3;
- диаметр цилиндров – 120 мм;
- степень сжатия – 17;
- мощность – 210 л.с.;
- крутящий момент – 650 Нм;
- расход топлива – 178 г/л;
- масса двигателя эксплуатационная – 1120 кг;
- масса двигателя конструкционная – 730 кг.
Для пожарного автомобиля на данной платформе важна такая деталь, как воздушная заслонка, которая перекрывает выход воздуха из цилиндров. Эта функция используется в качестве вспомогательной тормозной системы на спусках. Безотказную работу при перепаде температур обеспечивает электростартер с предпусковым подогревом.
Пожарный ЗИЛ-133ГЯ работал с механической десятиступенчатой коробкой передач с ручным управлением. В ней есть основной агрегат и приставной делитель, который может повышать передаточное число при включенной передаче. Чтобы упростить управление функциями делителя, на рычаге КПП была смонтирована дополнительная ручка.
Модель 133ГЯ относится к большегрузным машинам, способным перевозить до 10 т, имея при этом собственный вес 7610 кг. При снаряжении происходит распределение нагрузки по осям: 3290 кг на передний мост, на задний и промежуточный – 4290 кг. Общие габариты машины:
- длина – 9250 мм;
- ширина – 2500 мм;
- высота – 2504 мм;
- высота погрузочной платформы – 1380 мм;
- передняя и промежуточная ось – 4610 мм;
- задняя и промежуточная ось – 1400 мм;
- передняя колея – 1835 мм;
- задняя колея – 1850 мм;
- дорожный просвет – 235 мм.
Пожарная машина на базе ЗИЛ-133
Автомобиль, выпускавшийся на 133-й платформе для нужд пожарной охраны, получил индекс 181А. Вопрос о его создании стал в начале 70-х годов, когда появилась потребность в автоцистернах увеличенного объема. Особо актуальной эта проблема была для отдаленных местностей.
Первой пожарной машиной на базе ЗИЛ-133 стала автоцистерна АЦ-40(133Г1) 181. Она была сделана в 1977 году в единственном экземпляре и так и не вошла в серию. Следующие 4 года велась работа по модернизации, после чего на выставке Стройдормаш-81 представили серийный образец 181А. Огнеборцы смогли оценить не только ее увеличенную базу, но и мощный дизельный мотор. Вместимость цистерны была заявлена на уровне 4,8 т, что было сравнимо с двумя стандартными емкостями для воды.
Сложность в эксплуатации автомобиля составлял большой радиус разворота, целых 12 м, из-за чего машина с трудом маневрировала в городской застройке. Неповоротливый «крокодил», как прозвали ЗИЛ-133 водители, не помещался ни в один гараж. Автомобиль поставляли в основном в сельскую местность, но даже емкость его цистерны не смогла там удовлетворить нужды огнеборцев. Длинная база не позволяла машине преодолевать ухабистые дороги. Трудности были учтены, и именно они не позволили начать масштабный выпуск машины: всего с конвейера сошло чуть более 300 автомобилей АЦ-40 (133ГЯ) 181А.
Увеличенная монтажная длина рамы позволила разработать пожарную автолестницу. Инженеры Торжокского машиностроительного завода в 1980 году создали пожарную машину с 45-метровой лестницей с гидроприводом. Но самой необычной разработкой стал гибрид автоцистерны и автолестницы АЦ-40(133ГЯ)-203. Эта машина имела двухрядную кабину, емкость для воды и 18-метровую телескопическую лестницу с люлькой. Выпущено было всего 3 экземпляра такого автомобиля.