Пожарный насосный автомобиль

Пожарный насосный автомобиль Пожарные машины

Пожарные насосно-рукавные автомобили считаются основным техническим средством для подачи к месту пожара воды из удаленных источников. Они могут выполнять эту задачу самостоятельно или работать совместно с автоцистернами или насосными станциями. Для подачи воздушно-механической пены используют вывозимый пенообразователь или осуществляют его забор из дополнительной емкости. Такой автомобиль оборудован насосом и полным комплектом рукавов.

По общепринятой классификации пожарный насосно-рукавный автомобиль относится к классу техники общего применения и считается вторым по распространенности видом машин после автоцистерн. Отличие АНР от АЦ состоит в отсутствии емкости для воды или огнетушащих веществ. Высвободившееся пространство адаптируют для увеличения численности боевого расчета. Если на АЦ кабины рассчитаны на 3-7 человек, то АНР способен доставить к месту возгорания до 10 бойцов.

Задачи

Задачи, возложенные на пожарные насосно-рукавные автомобили, во многом схожи с тем, что выполняют все транспортные средства общего применения.

Пожарный насосный автомобиль

Непосредственно от АНР требуют:

  • доставку на место возгорания боевого расчета и комплекта аварийно-спасательного оборудования;
  • подачу воды из удаленного водоисточника на расстоянии 1.5 км от места пожара;
  • работу на водоисточниках с трудными условиями забора: на обрывистых берегах, мостах, эстакадах, причалах;
  • высокую скорость прокладки рукавов на расстояние до 40 км/ч;
  • выполнения задач по откачке воды при ЧС природного генеза.

Кроме специфических задач, которые ставятся перед этим видом спасательной техники, выделяют и особенности ее эксплуатации. После завершения операции подъем рукавов осуществляется механизировано. Максимальная глубина открытого водоисточника относительно уровня модуля должна составлять не более 15 метров или 60 метров от поверхности воды до насоса.

Устройство

Конструктивно АНР мало чем отличается от АЦ. Машина оснащена пожарным насосом, имеет систему дополнительного охлаждения, вакуумную систему, КОМ и газоструйный вакуумный аппарат. В перечень основного оборудования включены воздушно-пенные стволы, стволы РС-70 и СРК-50, генератор пены, ручные пожарные лестницы. Технические особенности таких транспортных средств зависят от его базового шасси.

АНР-40 (130)-127

Наиболее распространенной моделью, стоящей на вооружении МЧС, является АНР-40 (130)-127, базой которой стал ЗИЛ-130. Кабина и кузов у нее цельнометаллические.

АНР-40 (130)-127

Этот «ветеран» рассчитан на доставку к месту пожара боевого расчета в количестве 9 человек. Спецификой компоновки считается расположение насоса в КБР. Двигатель автомобиля непрерывно работает в течение 6 часов при +35°С. Этому способствует система охлаждения. Теплообменник двигателя связан со змеевиком КПП и полостями насоса. Вода через него поступает в радиатор, затем на змеевик, охлаждая всю систему.

Пенобак расположен под полом. Отверстие для заполнения его ОТВ находится в задней части автомобиля и выведено сверху кузова. Для отведения воздуха, образующегося при заполнении системы пенообразователем, предусмотрена дополнительная трубка. На передней стенке пенобака имеется патрубок для соединения с трубопроводом пеносмесителя. Обогрев бака происходит за счет энергии выхлопных газов.

АНР-40 (130)-127

Насосный отсек пожарного автомобиля АНР-40 (130)-127 расположили посередине. Напорные задвижки вынесли на борта. Всасывающий патрубок выведен на фронтальную зону (на передний бампер), благодаря чему эта модель АНР успешно справляется с подъездом к любому водоисточнику без предварительного маневрирования. Трубопровод для забора пенообразователя из сторонней емкости расположен в левой части.

Преимуществом АНР-40 (130)-127 считается наличие восьми отсеков для хранения пожарно-технического оборудования. Здесь все продумано для быстрого боевого развертывания. Рукава хранятся в средней части автомобиля между стойками и уложены там змейками. Это позволяет при развертывании выложить их в одну или две линии на ходу. Рукавная катушка монтируется в задней части машины. На нее может быть намотано до 120 метров рукавов диаметром 66-77 мм. При прокладке линий она снимается и перекатывается на пневмоколесах.

Тактико-технические характеристики АНР-40 (130)-127 с установкой на водоисточники.

Количество мест пожарного расчета 9
Вместимость бака пенообразователя, л 350
Марка насоса ПН-40У
Подача воды при высоте всасывания 3.5 м, л/с 40
Напор, м 100
Время работы ствола СВП-4, мин. 12.15
Время работы генератора ГПС-600, мин. 16.2
Площадь тушения пенами, м2

низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2)

средней кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2)

 

97,22…64,81

194,44…121,53

Объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4- или6% раствор пенообразователя), м3 291,66…194,44

АНР 40-1.4 (43118)

Автомобиль, разработанный на шасси КамАЗ 43118. Используется для доставки на место пожара бригады спасателей, напорных рукавов и ПТВ. Основная сфера применения – пожары в городской черте и на промышленных объектах. Выполняет задачи по прокладке линий рукавов от водоисточника к месту возгорания, тушение огня водой или воздушно-механической пеной.

Конструктивной особенностью является модульный каркасно-сварной кузов. Первый модуль включает в себя цистерну для воды, пенобак и отделения для ПТВ. Второй – отделение ПТВ, совмещенное с насосным.

АНР 40-1.4 (43118)

Кабина в этой модели цельносварная с двухрядным салоном. Несмотря на общие габариты машины, она рассчитана на 6 посадочных мест, включая водителя. Для прогрева кабины и насоса используется автономный дизельный отопитель. Возможность индивидуальной комплектации позволяет эксплуатировать этот автомобиль в разных климатических условиях: по желанию заказчика дополнительно может быть добавлено утепление пенобака пенополиуретаном, обогрев топливозаборников и топливопривода, утепление аккумулятора. Насосный агрегат пожарного автомобиля АНР 40-1.4 (43118) – НЦПН 40/100 с наибольшей геометрической высотой всасывания 7.5 м, наибольшее время при этом составляет не более 40 секунд.

ТТХ АНР 40-1.4 (43118) с установкой на водоисточники.

Количество мест пожарного расчета 6
Вместимость бака пенообразователя, л 1000
Марка насоса НЦПН 40/100
Подача воды при высоте всасывания 7.5 м, л/с 40
Напор, м 100
Время работы ствола СВП-4, мин. 34.72
Время работы генератора ГПС-600, мин. 46.3
Площадь тушения пенами, м2

низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2)

средней кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2)

 

277,78…185,19

555,56…347,22

Объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4- или6% раствор пенообразователя), м3 833,33…555,55

На базе КамАЗа разработаны также АНР 100-2.0 (65111), АНР 150-3.0 (65111), АНР 100-2.0 (43118), АНР 40-800 (43253).

Насосные агрегаты пожарных автомобилей

Основным элементом техники класса АНР являются насосы. Они различаются принципом действия и рабочим давлением. По принципу действия выделяют:

  1. Объемные, к которым относятся поршневой, шестеренчатый, пластинчатый и водокольцевой насосы.
  2. Динамические: струйные, тангециально-дисковые, лопастные.

Самыми распространенными считаются поршневые насосы. Чаще всего именно они выполняют работу при тушении небольшого очага возгораний. Из динамических на АНР ставят центробежные насосы, которые являются подвидом лопастных. Наиболее часто встречаются модели ПН-40У и НЦПН-40/100.

Насос ПН-40У

Автомобили советских времен комплектовались установками ПН-40У. Буква «У» в названии обозначает «универсальный», а число «40» – водоотдачу в литрах за секунду. Исключение составляют аэродромные машины, на которые ставят модели ПН-60. Насосные же станции требуют более производительных агрегатов ПН-100. Их отличие от универсального насоса только в размере и весе, так как их корпус делается из чугуна, а в 40У из алюминиевого сплава. Корпус составляет единую деталь с емкостью для масла. Конструкция предусматривает наличие задвижек, коллектора, напорных патрубков, водопенных коммуникаций со смесителем.

Насос НЦПН-40/100

Усовершенствованной версией ПН-40 считается модель НЦПН-40/100, способная подавать распыляющие струи небольшого диаметра.

Серия ПН получила распространение из-за простоты конструкции и надежной работы. Это агрегаты, которые дают постоянный напор воды, не нуждаясь при этом в дополнительном двигателе. Их КПД доходит до 58%. Единственный недостаток – невозможность забора воды из открытого водоисточника, поэтому на АНР дополнительно ставят вакуумную систему.

Оцените статью