Пожарный автомобиль ГПМ-54

Назначение пожарного автомобиля ГПМ-54 Пожарные машины

В 1977 году на базе танка Т-54 разработали гусеничную пожарную машину, получившую заводской номер ГПМ-54. Ее использовали для оснащения частей пожарной охраны на военных складах и арсеналах. В массовое производство этот автомобиль не поступил: выпуск небольших партий был поручен 17-му бронетанковому ремонтному заводу.

Назначение

ГПМ-54 – автомобиль тяжелого класса, который применяется во время тушения пожаров повышенной сложности в экстремальных условиях. С целью возможности эксплуатации на военных объектах кузов защищен броней. В качестве основных ОТВ используется вода, воздушно-механическая пена и порошок.

Так как автомобиль разработан на базе танка, конструкторам удалось оснастить его максимально эффективными средствами защиты экипажа при работе в сложных условиях. Главное преимущество пожарного танка ГПМ -54 – возможность тарана горящего объекта и тушение огня сверху.

Пожарный автомобиль ГПМ-54

Первоначально основным назначением этой машины была борьба с огнем в лесах. Сидя в кабине, пожарные находятся в абсолютной безопасности перед стихией. Благодаря бульдозерному отвалу можно без использования дополнительной техники валить обреченные деревья, тем самым ускоряя процесс тушения. В ходе испытаний эта машина показала свою пригодность применения на пожарах в плотной застройке при необходимости завала горящих конструкций с целью предотвращения распространения огня на соседние объекты.

В базовое оборудование пожарного танка ГПМ-54 входит фильтровентиляционная установка ФВУ-15, благодаря чему удалось расширить функционал автомобиля и использовать его в условиях горения радиоактивных веществ и сильнодействующих ядов.

История эксплуатации

В первые десять лет после выпуска ГПМ-54 поставлялись исключительно военным. С 1984 года четыре машины несли дежурство на космодроме «Байконур». В конце 80-х было принято решение расширить сферу использования этого типа ПА и передать гусеничную машину на баланс опорных пунктов при объектовых и специализированных частях по тушению пожаров природного характера. В 1986 гусеничные машины работали в «зоне отчуждения» при аварии на Чернобыльской АЭС.

Благодаря своим характеристикам ГПМ-54 до сих пор считается незаменимой техникой на складах ракетно-артиллерийских боеприпасов. Ее использовали при тушении 61-го арсенала вооруженных сил Украины в 2008 году (Лозовая, Харьковская область) и при ликвидации аварии на 6-м арсенале ВСУ в 2018 (Дружба, Черниговская область).

Автомобиль ГПМ-54 на тушении пожара

Модификации

Сегодня в эксплуатации находится три модификации пожарного танка:

  1. ГПМ-54 с бульдозерным навесом БТУ-55.
  2. ГПМ-54-01 с бульдозерным навесом ТБС-84. В разработке с 2005 года.
  3. ГПМ-54М с автоматической системой подачи распыленной воды.

Последняя модернизация была проведена в 2020 году, и автомобиль получил импортное гидравлическое оборудование.

Основные отличия между базовой ГПМ-54 и модернизированной ГПМ-54-01

ГПМ-54 ГПМ-54-01
Количество мест боевого расчета 2 2+1
Гидравлическая система ·         гидрораспределитель ГА-86 – 1 шт.;

·         ручной гидрораспределитель Р-102 – 3 шт.

·         электрогидрораспределитель – 4 шт.
Бульдозерное оборудование ·         стартер СТ-16М;

·         самопроизвольное опускание при деактивации привода;

·         распределитель ГА-86.

·         привод от насоса;

·         насос PGP511А0100 в общей гидросистеме;

·         наличие гидроблокираторов;

·         распределитель «Паркер».

Контроль лафетного ствола ·         работа от общего насоса. ·         собственный насос привода лафетного ствола.
Подъем кузова ·         наличие высоких изгибающих моментов штоков гидроцилиндров;

·         работа привода сопряжена с включением пожарного насоса;

·         обрыв трубопровода влечет за собой свободное падение кузова;

·         привод от насоса.

·         использование шарнирных опор;

·         блокировка насоса при активации привода подъема;

·         гидрофиксаторы падения кузова;

·         работа от основного и аварийного насосов гидросистемы.

Системы освещения ·         лампы МН-26-012 – 6 шт. ·         светодиоды АЛ 370 – 6 шт.

 

Взяв за основу военный танк, инженеры подвергли его ряду изменений:

  • в зоне рабочих мест установили бронированную кабину;
  • над кабиной разместили бронированную цистерну для воды на 9 кубов;
  • на крыше силового отделения установили откидной кузов с порошковой установкой и пожарно-техническим оборудованием;
  • лафетный ствол поставили сверху цистерны;
  • отсеки для катушек пожарных рукавов и насоса предусмотрели сзади бака для воды;
  • под насосно-рукавным отделением расположили моторно-трансмиссионный узел;
  • в носовой части закрепили бульдозерное оборудование.

ТТХ пожарного танка ГПМ-54

ГПМ-54 ГПМ-54-01
Шасси Т-54 (Т-55)
Двигатель В-55 В-55 V-образный 4-тактный
Мощность двигателя, л.с. 580
Габариты (Д*Ш*В, мм) 6340*3270*3700
Количество мест боевого расчета 2 3
Масса с полной нагрузкой, кг 43000
Средняя скорость движения, км/ч 20 25
Вместимость цистерны, л 9000
Пожарный насос ПН-60Б
Подача воды, л 60
Привод пожарного насоса Через редуктор гитары Редукторный с фрикционом
Лафетный ствол Комбинированный ЛС-60 стационарного типа Комбинированный
Расход ствола, л/с 40
Дальность подачи водяной струи, м 60
Дальность подачи пены, м 36
Управление стволом Из кабины Местное, дистанционное

Оцените статью