В 1977 году на базе танка Т-54 разработали гусеничную пожарную машину, получившую заводской номер ГПМ-54. Ее использовали для оснащения частей пожарной охраны на военных складах и арсеналах. В массовое производство этот автомобиль не поступил: выпуск небольших партий был поручен 17-му бронетанковому ремонтному заводу.
Назначение
ГПМ-54 – автомобиль тяжелого класса, который применяется во время тушения пожаров повышенной сложности в экстремальных условиях. С целью возможности эксплуатации на военных объектах кузов защищен броней. В качестве основных ОТВ используется вода, воздушно-механическая пена и порошок.
Так как автомобиль разработан на базе танка, конструкторам удалось оснастить его максимально эффективными средствами защиты экипажа при работе в сложных условиях. Главное преимущество пожарного танка ГПМ -54 – возможность тарана горящего объекта и тушение огня сверху.
Первоначально основным назначением этой машины была борьба с огнем в лесах. Сидя в кабине, пожарные находятся в абсолютной безопасности перед стихией. Благодаря бульдозерному отвалу можно без использования дополнительной техники валить обреченные деревья, тем самым ускоряя процесс тушения. В ходе испытаний эта машина показала свою пригодность применения на пожарах в плотной застройке при необходимости завала горящих конструкций с целью предотвращения распространения огня на соседние объекты.
В базовое оборудование пожарного танка ГПМ-54 входит фильтровентиляционная установка ФВУ-15, благодаря чему удалось расширить функционал автомобиля и использовать его в условиях горения радиоактивных веществ и сильнодействующих ядов.
История эксплуатации
В первые десять лет после выпуска ГПМ-54 поставлялись исключительно военным. С 1984 года четыре машины несли дежурство на космодроме «Байконур». В конце 80-х было принято решение расширить сферу использования этого типа ПА и передать гусеничную машину на баланс опорных пунктов при объектовых и специализированных частях по тушению пожаров природного характера. В 1986 гусеничные машины работали в «зоне отчуждения» при аварии на Чернобыльской АЭС.
Благодаря своим характеристикам ГПМ-54 до сих пор считается незаменимой техникой на складах ракетно-артиллерийских боеприпасов. Ее использовали при тушении 61-го арсенала вооруженных сил Украины в 2008 году (Лозовая, Харьковская область) и при ликвидации аварии на 6-м арсенале ВСУ в 2018 (Дружба, Черниговская область).
Модификации
Сегодня в эксплуатации находится три модификации пожарного танка:
- ГПМ-54 с бульдозерным навесом БТУ-55.
- ГПМ-54-01 с бульдозерным навесом ТБС-84. В разработке с 2005 года.
- ГПМ-54М с автоматической системой подачи распыленной воды.
Последняя модернизация была проведена в 2020 году, и автомобиль получил импортное гидравлическое оборудование.
Основные отличия между базовой ГПМ-54 и модернизированной ГПМ-54-01
ГПМ-54 | ГПМ-54-01 | |
Количество мест боевого расчета | 2 | 2+1 |
Гидравлическая система | · гидрораспределитель ГА-86 – 1 шт.;
· ручной гидрораспределитель Р-102 – 3 шт. |
· электрогидрораспределитель – 4 шт. |
Бульдозерное оборудование | · стартер СТ-16М;
· самопроизвольное опускание при деактивации привода; · распределитель ГА-86. |
· привод от насоса;
· насос PGP511А0100 в общей гидросистеме; · наличие гидроблокираторов; · распределитель «Паркер». |
Контроль лафетного ствола | · работа от общего насоса. | · собственный насос привода лафетного ствола. |
Подъем кузова | · наличие высоких изгибающих моментов штоков гидроцилиндров;
· работа привода сопряжена с включением пожарного насоса; · обрыв трубопровода влечет за собой свободное падение кузова; · привод от насоса. |
· использование шарнирных опор;
· блокировка насоса при активации привода подъема; · гидрофиксаторы падения кузова; · работа от основного и аварийного насосов гидросистемы. |
Системы освещения | · лампы МН-26-012 – 6 шт. | · светодиоды АЛ 370 – 6 шт. |
Взяв за основу военный танк, инженеры подвергли его ряду изменений:
- в зоне рабочих мест установили бронированную кабину;
- над кабиной разместили бронированную цистерну для воды на 9 кубов;
- на крыше силового отделения установили откидной кузов с порошковой установкой и пожарно-техническим оборудованием;
- лафетный ствол поставили сверху цистерны;
- отсеки для катушек пожарных рукавов и насоса предусмотрели сзади бака для воды;
- под насосно-рукавным отделением расположили моторно-трансмиссионный узел;
- в носовой части закрепили бульдозерное оборудование.
ТТХ пожарного танка ГПМ-54
ГПМ-54 | ГПМ-54-01 | |
Шасси | Т-54 (Т-55) | |
Двигатель | В-55 | В-55 V-образный 4-тактный |
Мощность двигателя, л.с. | 580 | |
Габариты (Д*Ш*В, мм) | 6340*3270*3700 | |
Количество мест боевого расчета | 2 | 3 |
Масса с полной нагрузкой, кг | 43000 | |
Средняя скорость движения, км/ч | 20 | 25 |
Вместимость цистерны, л | 9000 | |
Пожарный насос | ПН-60Б | |
Подача воды, л | 60 | |
Привод пожарного насоса | Через редуктор гитары | Редукторный с фрикционом |
Лафетный ствол | Комбинированный ЛС-60 стационарного типа | Комбинированный |
Расход ствола, л/с | 40 | |
Дальность подачи водяной струи, м | 60 | |
Дальность подачи пены, м | 36 | |
Управление стволом | Из кабины | Местное, дистанционное |