Пожарные автомобили на базе МАЗ 7310

Пожарные автомобили на базе МАЗ 7310 Пожарные машины

Пожарный МАЗ 7310 белорусского производства имеет долгую историю. Он создавался на базе 537-й серии, выпущенной еще в 1959 году. Серийный выпуск универсальных тягачей было налажено, в первую очередь, для военных целей. Позже, в 1979 году, полноприводное четырехосное шасси стало прототипом для пожарного автомобиля.

История создания

Следующей после 537-й серии стала военная модификация МАЗ-543. В ней от предыдущей версии остались только рама и оси, добавились улучшенные узлы, была повышена скорость и динамические показатели. Благодаря им автомобиль был назван «Ураганом», что отражало его мощь и вездеходность. Первые сошедшие с конвейера модели были направлены в Волгоград, где использовались в испытаниях пусковых ракетных установок.

В 1974 году увидел свет прототип грузового автомобиля МАЗ-7310. Здесь появилась бортовая платформа, но допоборудование и возможность эксплуатировать в составе автопоезда были удалены. Конвейерное производство было запущено только через 2 года – в 1976 году.

Тягачи МАЗ 7310 использовались в основном для буксировки прицепов и транспортировки грузов. Цельнометаллическая грузовая платформа с высокими бортами позволяла перевозить крупногабарит – высота бортов достигала 2 м. Также здесь появились новые усовершенствованные 14-слойные шины, усиленная задняя подвеска.

Военный МАЗ 7310

За два года до запуска автомобиля в серийное производство он прошел испытания в 21 НИИИ. Военный МАЗ 7310 времен СССР в армии использовался в ограниченных количествах, основное применение нашёл в грузоперевозках.

Тягач МАЗ 7310 со средствами пожаротушения на борту используется для борьбы с огнем на аэродромах. Комплектуется цистерной для хранения воды общим объемом 12 т и емкостью с пенообразователем. «Пожарки» на базе детища Минского автозавода активно используются в странах постсоветского пространства и сегодня.

Характеристики базовой версии

Полноприводный грузовой автомобиль модификации МАЗ 7310 оснащен бортовой платформой и относится к классу тяжелых колесных тягачей. Технические характеристики МАЗ 7310 (базовая версия):

  • габариты 11657/2975/2950 мм (длина/ ширина/ высота);
  • передняя и задняя колея – 2375 мм;
  • клиренс – 400 мм;
  • радиус поворота 13500 мм;
  • полная масса до 43,3 т, снаряженная – 23 т, грузоподъемность – до 20т;
  • при буксировке прицепа его вес до 65 т.

В качестве двигателя для этой модели тягача использовались мощные дизельные агрегаты серии Д-12-525А на базе мотора В-2, который активно применялся в составе танковой техники. Здесь реализовано струйное распыление топлива и водяное охлаждение. Колёсная формула «8 на 8» в комплектации с таким двигателем обеспечивает высокую тягу даже таким тяжелым автомобилям, позволяет перемещать тяжелые грузы на большие расстояния.

Пожарный МАЗ 7310

Рабочий объем двигателя составляет 38,8 л, номинальная мощность – 525 лошадиных сил. Заявленный ресурс работы мотора – 55 тысяч км. Расход топлива – один из тех моментов, которые не позволяют активно использовать эти автомобили в гражданских целях – до 125 л/ч. В базовой версии присутствуют два топливных бака объемом по 420 л, возможно увеличение ёмкости до 1220 л.

Коробка передач определяет, сколько скоростей в МАЗ 7310. Здесь она трехступенчатая, с управлением вручную, механическая.

Модификации для пожаротушения

Аэродромные авто для тушения пожаров на базе образца 7310 отличаются добротностью и производительностью, поэтому используются и сейчас.

АА-60

Созданный на основе шасси МАЗ-543 автомобиль для пожаротушения создан в КБ-8 г. Прилуки. Его отличительной особенностью можно считать мощный насос, производительность которого составляет 60 л/с. В серийное производство поступил ещё в 1973 году на заводе пожарной техники в городе Прилуки.

Характеристики МАЗ 7310 модификации АА-60:

  1. Предназначение. Используется для подавления огня в аэропортах непосредственно в самолётах и строениях, сооружениях. Благодаря своим габаритам такой автомобиль используется и для доставки личного состава, а также оборудования и специальных средств пожаротушения.
  2. Подача воды может осуществляться из открытых источников (водоемов), водопровода или из цистерны. Также может использовать воздухамеханическую пену при помощи пенообразователя из сторонней или собственной емкости.
  3. Условия эксплуатации. Может использоваться при экстремально низких или высоких температурах в любых климатических зонах страны.
  4. Основные характеристики. Оснащен пенообразователем объёмом 900 л, карбюраторным двигателем мощностью 180 л. с. Особенность насоса в том, что он может работать при разной скорости движения.

Пожарный МАЗ 7310 АА-60

Автомобиль адаптирован для работы при любой температуре. Основной двигатель, насосы и цистерны в холодное время года обогреваются системой электрического подогрева, которая питается от генератора. Если он выходит из строя, возможен подогрев от бензиновой системы.

Управление лафетным стволом можно осуществлять вручную или из кабины водителя. Также здесь есть переносные установки в количестве 2 штук, которые применяются для тушения огня в салоне или кабине самолёта, а также в закрытых помещениях.

Модификации АА-60

Основная версия пожарного автомобиля АА-60 была несколько раз усовершенствована и получила три модификации:

  1. АА-60(543)-160. Аэродромный тяжёлый автомобиль для пожаротушения, созданный на основе шасси МАЗ-543. Имеет аналогичные базовой версии технические характеристики, основные отличия – увеличенный объем цистерны для воды, вместительность которой составляет 11000 л. Выпускался ограниченным тиражом.
  2. АА-60(7310)-160.01. Пожарные автомобили для использования на аэродромах, созданные непосредственно на базе МАЗ 7310. Запас воды здесь составляет 12000 л, также реализован автономный привод насоса. Выпускался в течение 4 лет – в 1978–82 годах.
  3. АА-60(7313)-160.01А. Еще одна модификация аэродромного автомобиля для тушения огня, который выпускался с 1982 г.

Модификации пожарного МАЗ 7310 АА-60

В 1986 году МАЗ-7310 заменил последователь МАЗ-7313 – 21-тонный грузовик, а также его модифицированная версия МАЗ-73131 с нагрузкой почти 23 т. Все они базировались на том же МАЗ-543.

АА-70

Эта модификация пожарного автомобиля также разработана в городе Прилуки в 1981 году на базе шасси МАЗ-73101. Это – усовершенствованная версия АА-60, основные отличия которой:

  • дополнительный бак для хранения порошка;
  • сниженный запас воды;
  • высокопроизводительный насос.

Кузов вмещает 3 цистерны – для порошка объёмом 2200 л, для пенообразователя 900л, и для воды 9500 л.

Кроме тушения объектов на аэродроме автомобиль может использоваться для тушения эстакад с нефтепродуктами, резервуаров общей высотой до 6 м.

Пожарный МАЗ 7310 АА-70

Эксплуатация спецтехники МАЗ 7310, которая несет на своем борту средства пожаротушения, ведется сегодня на аэродромах по прямому назначению во многих странах постсоветского пространства. Такие автомобили не только адаптированы под суровые климатические условия северных регионов, но и соответствуют всем нуждам расчётов при борьбе с пламенем в самолётах и сооружениях на аэродромах.

Оцените статью