Пожарная машина ГАЗ-52

Пожарная машина ГАЗ-52 Пожарные машины

Массовое производство среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ-52 было начато Горьковским автомобильным заводом в 1966 году. Модели выпускались на обычном колесной базе 3,3 м и удлиненной 3,7, среди которых были грузовики на деревянной платформе, седельные тягачи и шасси. Автомобили ГАЗ-52 изготавливались в различных модификациях и применялись во многих сферах деятельности.

ГАЗ-52 для спасательных работ

Производство пожарных машин базировалось на шасси ГАЗ-52-04 и предусматривало установку цистерны или лестницы.

Цистерна

Автоцистерна АЦУ-10 представляла собой сварную емкость эллипсного сечения вместимостью 2,2 м3, которая размещалась сзади кабины водителя и фиксировалась на лонжероне рамы посредством стремянок. Пожарно-технические инструменты фиксировалось кронштейнами, которые приварены к самой емкости с двух сторон. Вместимость автоцистерны рассчитана на 2 человека, габаритные размеры — 6340х2280х2190 мм и вес при полной загрузке — 5650 кг.

Для пожарной машины использовался насос НШН-600, который для подачи воды крепился на бампер при помощи кронштейна. После окончания работ насос демонтировался и складывался в ящик. Подача воды из цистерны в насос осуществлялась по резиновому рукаву 75 мм диаметром, который закреплялся одним концом на нижней трубе цистерны, а вторым соединялся с патрубком насоса.

Пожарная цистерна  ГАЗ-52

 

Лестница

Торжокским заводом 1697 года было запущено изготовление автолестницы АЛ-18(52-01)-Л2. Основным назначением машины была доставка пожарников численностью 2 человека к месту пожара. Высота лестницы 18 м с углом наклона 75 градусов позволяла добраться до шести этажей здания для быстро проникнуть в горящую квартиру и проведения спасательных операций. Сверху лестницы также закреплялся лафетный ствол подачи воды.

Комплектация автолестницы ГАЗ-52 состояла из трех основных и одного дополнительного колена. Основные колени выдвигались при помощи гидроцилиндра, а дополнительное устанавливалось вручную после закрепления основных. Обратно колени задвигались под действием собственного веса. Габаритные размеры АЛ-18 составляли 7980х2220х2670 мм при весе 4860 кг.

Пожарная лестница   ГАЗ-52

Конструкция и внутреннее оснащение

Технические характеристики пожарной машины ГАЗ-52 в целом не сильно отличаются от других модификаций.

Силовой агрегат

Пожарные машины ГАЗ-52 оснащались четырехтактным шестицилиндровым двигателем карбюраторного типа объемом 3485 см3 с водяным охлаждением. Мощность мотора составляет 75 л.с. при 2800 об/мин, а крутящий момент может достигать 21 кГм. Уровень сжатия на первых моделях составляла 6,2, но после модернизации в 1975 году была увеличена до 6,7. Топливный бак вмещает до 90 литров топлива, при этом указанный производителем расход около 20 литров на 100 км во время цикличной нагрузки.

Трансмиссия

Пожарная машина оснащалась четырехступенчатой механической коробкой передач с синхронизацией на 3 и 4 перечах. Это обеспечивало более легкое переключение передач посредством выпрямления скоростей вращения вторичного вала и шестерни передачи. На 2 и 3 скоростях устанавливались косозубые шестерни с постоянным зацеплением, благодаря которым работа трансмиссии была бесшумной и надежной.

На ГАЗ-52 ставили усиленное сцепление, схожее с применяемым на ГАЗ-63 с полным приводом. От предшествующей модели сцепление отличается кожухом, увеличенным диаметром дисков с фрикционами и ступицей ведомого диска. Также были установлены оттяжные рычаги, нажимные пружины и крепежные пластины для дисков более современной конструкции. Значительно улучшил работу КПП ведомый диск с увеличенным до 280 мм диаметром, который также оснащен пружинами с демпфером и гасителями колебаний.

Устройство пожарной машины ГАЗ-52

Ходовая часть и тормоза

Пожарные машины ГАЗ-52 производились на обычной базе 3,3 м, которая в отличие от увеличенной укомплектовывалась лонжеронами с небольшим сечением. За основу конструкции заднего моста взята машина ГАЗ-51А, изменения коснулись только кожухов полуосей, на которых была произведена закалка резьбовых концов.

Рулевое управление оборудовано червячным механизмом, который оборудован червяком с трехгребневым роликом. Рулевая установлена трубчатая с нерегулируемыми шарнирами. В отличие от предыдущей модели были удлинены рулевой вал и колонка.

Подвеска была улучшена при помощи технологии заделки наконечников рессор в обрезиненные подушки, что продлило срок эксплуатации и повысило эффективность работы. Вместе с этим, улучшения также коснулись кронштейнов рессор, что привело к меньшему числу точек смазки машины и упрощению ТО.

Передняя зависимая подвеска представляет собой две полуэллиптические рессоры с телескопическими амортизаторами. Зависимая задняя подвеска оборудована дополнительной рессорой помимо основных. Передние рессоры выполнены из 12 листов (7 верхних 7 мм толщины и 5 нижних 6 мм толщины). Задние рессоры состоят из 10 листов (7 верхних 10 мм толщины и 3 нижних 9 мм толщины).

Тормозная система одноконтурного типа с барабанами на обоих колесах и гидроприводом. Для стояночного положения предусмотрена трансмиссионная тормозная система с барабаном и приводом.

Оцените статью