Автомобили ГАЗ-66 за счет своих высоких технических характеристик и внедорожных качеств стали одними из самых популярных пожарных машин, работающих в сложных климатических и рельефных условиях. Это полноприводные двуосные грузовики, ставшие отличной заменой ГАЗ-63 .
Особенности конструкции
Основным преимуществом пожарной машины на базе ГАЗ-66 стала высокая грузоподъемность в сочетании с возможностью преодоления рыхлых грунтов на большой толщине. Как и предыдущая 63-я модель, этот грузовик выпускался в полноприводной версии весом 2 тонны. Во время испытаний ГАЗ-66 показал, что он в полной нагрузке с прицепом 2 тонны способен преодолевать рыхлые грунты (песок, снег) до 0,7 м. Причиной смены базового шасси для пожарных автомобилей стала и установка нового двигателя в дополнении с самоблокирующимися дифференциалами, что позволило передавать до 80% крутящего момента на одно колесо.
За счет расположения двигателя под кабиной удалось максимально задействовать длину грузовой платформы и снизить ее погрузочную высоту, что в итоге усилило поперечную устойчивость автомобиля. Также это дало равномерную нагрузку по осям на каждый мост.
Была увеличена колея передних и задних колес на 200 и 150 мм соответственно, а также поставлены новые шины с грунтозацепами и добавлены распорные кольца в колесах. Это позволило машине передвигаться по слабым грунтам при сниженном давлении шин. С неровностями рельефа ГАЗ-66 справлялся за счет длинных и мягких рессор. Это предупреждало диагональное свешивание колес.
Трансмиссия у пожарной машины ГАЗ-66 – 4-ступенчатая механика, синхронизирующаяся на 3-й и 4-й передаче. Синхронизаторы облегчали управление автомобилем, с этой же целью рулевое управление модели было дополнено гидроусилителем и поставлена тормозная система с гидровакуумом. Раздаточная коробка работала на двух передачах с отключением переднего моста.
В основе ГАЗ-66 – рамная конструкция. Основное назначение автомобиля, переоборудованного под пожарные нужды – тушение лесных пожаров, работа в отдаленных сельских районах, на буровых станциях. В качестве пожарной машины на базе 66-й модели Горьковского автомобильного завода было выпущено 9 модификаций.
Первыми пожарными машинами на базе ГАЗ-66 стали модели АЦ-20(66)-99 и автомобиль связи и освещения АСОП-5(66)-90, выпущенные еще в 1966 году. Позже после переработки в серию отдали автоцистерну АЦ-20(66)-104. Основным ее назначением было тушение пожаров в лесной зоне. Емкость цистерны, по сравнению с последующими версиями, была небольшой, всего 920 литров. В 1971 году разработали версию ГАЗ-66 АЦ-30(66)–146, которую оборудовали насосом ПН-40У. С 1979 года в серию вышла модель АЦ-30(66-01)-184 с измененной конструкцией кузова. Цистерна для воды устанавливалась на лонжеронах и кронштейнах рамы. Чтобы снизить колебания, емкость дополнялась волноломом. По сторонам цистерны располагались цельнометаллические отсеки для пожарного оборудования. Центробежный насос и водопенные коммуникации были поставлены между отсеками кузова. Насос в новой версии АЦ-30(66-01)-184 сделали более производительным (ПН-40УВ). Он работал на подачу воды и воздушно-механической пены.
Автоцистерна АЦ-1,6-10
Этот автомобиль вобрал в себя все базовые характеристики ГАЗ-66. Преимуществом стало полноприводное шасси и пожарный насос ПН-1200ЛА. За счет такой компоновки машина использовалась:
- для тушения пожаров в сложных рельефных зонах;
- для доставки боевого расчета и технического снаряжения;
- для подачи воды и ОТВ через пожарные рукава и стволы.
Автоцистерна типа АЦ-1,6-10 на базе ГАЗ-66 могла использоваться как самостоятельное техническое средства с забором пенообразователя из собственного пенобака, из другого резервуара, а также воды из водоема. Плюсом этой модели считалась возможность работы при перепадах температур в диапазоне +40…+40°С.
Технические характеристики пожарной машины АЦ-1,6-10 на базе ГАЗ-66:
Двигатель | ЗМЗ-66 |
Мощность двигателя, кВт/л.с. | 88,3/120 |
Емкость цистерны, л | 1600 |
Емкость бака пенообразователя, л | 150 |
Тип насоса | НШН-600 (ПН-1200) |
Производительность, л/с | 10 |
Напор воды, м | 45 |
Расположение насоса | Заднее |
Диаметр всасывающего патрубка, мм | 80 |
Диаметр напорного патрубка, мм | 19 |
Число мест боевого расчета | 2 |
Полная масса, кг | 6100 |
Скорость, км/ч | 90 |
Габариты, дxшxв, м | 6,4×2,5×2,7 |
Основными конструктивными частями этой автоцистерны на базе ГАЗ-66 считаются:
- шасси;
- насос с приводом;
- цистерна для воды;
- пенобак;
- водопенные коммуникации;
- пневмосистема;
- вакуумная система;
- кузов с размещением ПТВ и электрооборудования;
- кабина боевого расчета.
Пожарная машина АЦ-30
Самой популярной пожарной машиной на базе ГАЗ-66-01 стала автоцистерна АЦ-30. Это машина с емкостью для воды объемом 1600 литров и стандартным баком для пенообразователя на 150 л. Основное назначение этой модели – тушение пожаров в сельской местности.
По вместительности базовая кабина этой модели также была рассчитана на двоих, при этом по заказу была возможность ставить дополнительную кабину и увеличивать число боевого расчета.
Технические характеристики:
Мощность двигателя, кВт/л.с. | 85/115 |
Насос | ПН-40УА |
Производительность насоса, л/мин | 1800 |
Напор воды, м | 90 |
Емкость цистерны для воды, л | 1600 |
Емкость бака для пенообразователя, л | 150 |
Время всасывания, с | 40 |
Площадь тушения пеной низкой кратности, м2 | 27-18 |
Площадь тушения пеной средней кратности, м2 | 56-34 |