Пожарная машина ГАЗ-53

Пожарная машина ГАЗ-53 Пожарные машины

На шасси грузовика Горьковского автомобильного завода ГАЗ-53 выпускались основные машины спецназначения. Именно эта модель пришла на смену проверенному временем ГАЗ-51. Новая техника пополнила ряды автоцистерн.

История пожарной машины ГАЗ 53

Серийный выпуск 53-й модели машин Горьковского автомобильного завода был налажен в 1961 году, хотя первые версии среднетоннажных грузовиков на этом шасси были выпущены еще в 1959-м. Пройдя обкатку и зарекомендовав себя надежным автомобилем для почти всех сфер народного хозяйства, шасси перешло в разработку к специалистам Министерства среднего дорожного и коммунального машиностроения. Непосредственным перепрофилированием шасси под нужды пожарной охраны занялось Особое конструкторское бюро № 8 (Прилуки).

Первый опытный образец автоцистерны на базе 53-й модели был собран в 1965 году. Он получил маркировку АЦ-30(53)-106. Грузоподъемность автомобиля составляла 4 т, кабина машины была рассчитана на 6 человек боевого расчета. По функциональности техника не уступала имеющимся на тот момент в арсенале спасателей автомобилям. Новинкой в ней стали дверки задних отсеков, которые позволяли прокладывать рукавные линии на ходу. Машина была укомплектована стандартным для тех времен центробежным насосом  ПН-30КФ, который располагался в заднем отсеке. Бак для воды в пробной версии АЦ-30(53)-106 был рассчитан на 1950 литров, а для пенообразователя – на 80 литров. Скорость, на которой мог работать автомобиль, не превышала 85 км/ч.

АЦ-30(53)-106

Пробный вариант автоцистерны на шасси ГАЗ-53 по техническим характеристикам превышал возможности используемых в то время пожарных машин, однако был сырой и не прошел полные испытания, поэтому руководство проекта вынуждено было отправить образец на доработку. Из Прилук документацию передали на завод в Варгаши. Там и появилась новая версия АЦ-30 (53) под номером 106А, которая также не поступила в серийное производство. Обновить парк спецмашин позволила третья модель с индексом 106Б, которая после выпуска в серию просуществовала 10 лет.

АЦУ на базе ГАЗ 53

Одновременно с разработкой автоцистерны велась работа по конструированию машины упрощенного типа. АЦУ на шасси Горьковского автомобильного завода была разработана в Арзамассе в 1970 году. Она получила название 30(53А)-152.

Основное назначение этого автомобиля состояло в доставке к месту пожара боевого расчета, ПТВ и запаса огнетушащих средств. Емкость для воды и бак пенообразователя, по сравнению с обычными автоцистернами на ГАЗ-53, были увеличены. Их объем составил 2600 и 150 литров соответственно. Это были максимально заявленные параметры, в то время как на скорости 80 км/ч рабочий объем уменьшался до 1900 и 100 литров.

Минусом опытного образца АЦУ на ГАЗ 53 считалась малая производительность насоса. В базе автомобиль комплектовался агрегатом центробежного типа Г1Н-40У, дающим 30 л/с. С такими параметрами автоцистерны упрощенной версии использовались при тушении небольших очагов возгорания. Они могли работать как с собственным запасом воды, так и проводить забор из водоема или гидранта. По проекту, АЦУ-30(53А)-152 должна была заменить АЦУ-20(51)-60 на базе ГАЗ 51.

В серийный выпуск эта модель также не пошла. На ее основе позже была разработана АЦУ-10-53А. Этот автомобиль, по сравнению с первой опытной версией, был еще проще. Его производительность была снижена до 10 л/с за счет замены насоса Г1Н-40У агрегатом НШН-600. Модернизация коснулась и принципа тушения, что проявилось в отсутствии бака для пенообразователя. За счет этого удалось добиться увеличения емкости для воды, объем которой составил 4000 л. Бочка для воды располагалась позади однорядной трехместной кабины. В последующем наработки по АЦУ-53А легли в основу автоцистерны  АЦ-30 (53-12)-106Г.

АЦУ-10-53А

Модернизация автоцистерн

В начале 80-х годов на вооружение пожарных частей стала поступать модель АЦ-30(53А)-106В. По сравнению с предыдущей моделью, емкость для воды в ней удалось увеличить на 140 литров. Также на 15 литров увеличили и пенобак. Модернизация компоновки позволила переместить вперед центр тяжести машины. Автоцистерны серии 106В также стали долгожителями, причем их продолжили выпускать и после переработки базового шасси, когда ГАЗ-53А заменили ГАЗ-53-12. Такая машина получила серийный номер 106В1.

Замена проверенной временем машины потребовалась в конце 80-х годов. В 1987 году с конвейера сошла новая модель, получившая название АЦ-30(53-12)-106Г. Главной особенностью стала конструкция цистерны «чемоданного» типа. Внутри она была покрыта каменноугольным лаком. Объем емкости увеличили до 2850 литров, а пенобака до 190 литров.

АЦ-30(53-12)-106Г

По бокам кузова в АЦ-30(53-12)-106Г были размещены отсеки для пожарно-технического вооружения. Насос с помпой ПН-40УА поставили в кормовой части. Из привычного для этой пожарной машины оставили лестницу-трехколенку, штурмовку, ручной инструмент и пеногенераторы ПВП-20.

Выпуск АЦ-30(53-12)-106Г имел ряд сложностей. Увеличив объем цистерны, конструкторы столкнулись с проблемой смещения центра тяжести, что сказывалось на управляемости автомобиля. Решить задачу удалось за счет удаления второй кабины. Изменения повлекли за собой увеличение веса пожарной машины на шасси ГАЗ 53: автомобиль стал тяжелее предшественника на 353 кг. В результате получилась удачная конструкция. Машина выпускалась в течение 5 лет: с 1988 по 1993 год. Затем легендарные пожарные автомобили на шасси ГАЗ-53 сменили новые разработки на ГАЗ-3307.

Оцените статью