Автоподъемники Bronto Skylift незаменимы в нестандартных условиях, предполагающих работу на значительной высоте. Разработанные на базе шасси Mercedes-Benz, по габаритам они не отличаются от обычных грузовиков, что позволяет таким машинам работать в плотной городской застройке. Самые распространенные модели – Bronto Skylift F-112 HLA и Bronto Skylift F-90 HLA.
Skylift F-112 HLA
Базой этой модели стало шасси Mercedes-Benz Actros 7660, которое в дополнение к пяти стандартным осям получило еще две, что позволило повысить маневренность машины. В транспортном положении длина автомобиля составляет 19 метров, а высота – 4 метра. Снаряженная масса такого ПА – 77 тонн.
Особенность автоподъемника Bronto Skylift F-112 HLA – наличие двух телескопов, соединенных шарнирами. Это позволяет без увеличения платформы перевозить на автомобиле стрелу, длиной 112 м. В рабочем же состоянии за счет независимых друг от друга половин телескопа увеличивается охват по горизонтали и вертикали.
Работа на высоте 37-этажного здания предполагает наличие опор. В этой модели предусмотрены четыре выдвижные стойки. Их особенность – работа через систему автоматического выравнивания аутригеров, что позволяет горизонтально сбалансировать платформу. На установку аутригеров отводится всего 40 секунд.
В дополнение к усовершенствованной телескопической системе модель Бронто Скайлифт 112 получила контроллер дистанционного управления Telecontrol с выводом функций на цветной дисплей. На экране отображаются рабочие параметры машины, а также сигналы о неисправности.
Автоподъемник полностью укомплектован для ликвидации пожаров на высоте и эвакуации пострадавших. У него есть собственная лестница и коррозийностойкие сухотрубы, пропускная мощность которых составляет 3800 л/мин.
Максимально телескопическая система выдвигается на 112 метров. Система перераспределения массы конструкции позволяет стреле выдвигаться под 90° на высоте 90 метров. На этом же уровне вылет корзины для спасателей относительно центра составляет 25 метров, а горизонтальный – 32. Благодаря этим параметрам Скайлифт F-112 HLA может работать на выступающих высотных конструкциях и роторах турбин ветрогенераторов. Нагрузка на люльку составляет 500 кг, что позволяет находиться в ней целой бригаде спасателей.
Skylift F-90 HLA
Базой для автовышки Skylift F-90 HLA стало шасси Mercedes-Benz Actros 4150K/10×4/6/5100. Впервые этот автомобиль сошел с конвейера в 2005 году. Его производство в силу специфических функциональных возможностей так и не стало массовым.
Параметры «девяностометровика» несколько скромнее F-112 HLA: общая длина составляет 15 м, а высота осталась прежней. За счет меньших габаритов снижена общая грузоподъемность машины. Полная масса автовышки Skylift F-90 – 48 тонн, из которых 33.5 – вес подъемного оборудования. Максимальная скорость при полной загрузке – 85 км/ч.
Управление полностью компьютеризировано. Контроль работы оборудования осуществляет один оператор. Пульты расположены на отдельном посту и в люльке. Все рабочие функции выводятся на цветной экран. На нем же отображаются возникающие в работе оборудования ошибки.
Грузоподъемность люльки – 400 кг. Она рассчитана на четырех человек в полном обмундировании. Отдельно здесь установлен лафетный ствол, работающий на максимальной высоте 90 метров. Его производительность – 3800 л/мин. Плюс автомобиля – 9-секционная стрела, что позволяет эксплуатировать его на разной высоте. Максимум – здание в 32 этажа по прямой. Боковой вылет – 29 метров, и это на 4 метра больше, чем у F-112. На полное боевое развертывание отводится 9 минут. Скорость установки аутригеров осталась прежней, 40 секунд.
История Bronto Skylift
Bronto Skylift – финская автокомпания, выпускающая подъемные платформы, которые используются в пожаротушении и индустриальной сфере. Она была основана в 1965 году, а в 1967-м с конвейера сошел первый трехсекционный коленчатый подъемник для пожарной службы в шведском городе Таби. Уже через 3 года машины стали продаваться за пределами Европы.
С 1977 года с Бронто Скайлифт активно сотрудничал СССР. Наиболее известным автомобилем этой марки стал Bronto-330, который позволял проводить работы на высоте 12-этажного дома. Самой прогрессивной в те годы (1980) была модель Бронто-750, телескопическая система которой выдвигалась на 50 метров. Для СССР эту машину делали на базе МАЗ-7310.
Переломным для компании стал 1985 год, когда был выпущен первый автопеноподъемник на 50 метров, получивший код F35WFT. Немного позже пожарная служба г. Савонлинна получила подъемник со спасательной лестницей. Тогда же был разработан автомобиль, способный выполнять боевые задачи на высоте 50 метров в условиях ликвидации пожаров на предприятиях нефтеперерабатывающего комплекса.
С 1989 года начинается покорение высоты. С конвейера сходит автомобиль с 72-метровой спасательной лестницей. В 1993 в серию запустили автоподъемники MDT на 17, 22 и 32 метра. Первый же автомобиль линейки HLA создали в 1994 году, его телескопическая система выдвигалась на 72 метра.
Новый рекорд компании удалось установить в 2000 году, когда на базе Mercedes-Benz Actros разработали автоподъемник на 88 метров. Благодаря высоким техническим качествам и надежности техника активно стала использоваться в NASA для обслуживания шаттлов.
В Бронто продолжают разработку новых автомобилей, экспериментируя с функционалом. Техника используется не только на пожарах, но и в городском хозяйстве. В апреле 20002 года был выпущен изолированный автоподъемник Bronto Skylift SI178HDT с высотой подъема 54 метра. Он позволял проводить работы на ЛЭП без предварительного снятия напряжения.