Противопожарная защита аэродромов стоит на уровень выше гражданской системы и предполагает особый режим работы. Это обусловлено спецификой развития ЧС в данном секторе. Опасность представляет разливающееся под фюзеляжем и по взлетной полосе топливо, из-за чего очаг возгораний становится масштабным, ограничивая эвакуацию людей из самолета. Исходя из этого, дежурство на объектах авиации несут специальные аэродромные пожарные автомобили.
Описание
Система противопожарной защиты зависит от того, к какому классу относится аэропорт. Объекты гражданской авиации подразделяются на 9 категорий, и именно от них зависит количество и вид аэродромных пожарных автомобилей, стоящих на дежурстве. Как минимум, на базе объекта авиации должна быть одна пожарная машина с запасом ОТВ не менее 8 тонн. Если аэропорт относится к 9-й категории, то минимальный расчет таких ПА – 2 штуки. Авиаобъекты 1-4 категории предполагают дополнительное размещение 1-3 машин емкостью более 8 тонн.
Основное требование, которое ставится к аэродромным пожарным автомобилям – скорость подачи воды и огнетушащих средств из расчета 6-220 л/с. Этот показатель также зависит от категории объекта, где несет дежурство машина.
Аэродромные пожарные автомобили относятся к машинам целевого применения. Они оборудованы техническими средствами эвакуации людей и подавления огня на взлетных полосах с целью предупреждения развития масштабного бедствия. Машины класса АА делятся на две группы:
- Стартовые, которые несут дежурство вблизи взлетных полос. Они всегда находятся в состоянии боевой готовности. Именно поэтому при конструировании таких ПА обязательным условием является наличие подогревающего устройства цистерны, пенобака и насоса. Кроме основного резервуара с ОТВ машины дополнительно оборудуют переносными средствами пожаротушения, порошковыми огнетушителями и углекислотными установками объемом не менее 50 кг. Назначение стартовых пожарных аэродромных автомобилей – тушение огня до прибытия основных сил. Как правило, базируются они на шасси средней грузоподъемности. В качестве основных ОТВ в них используется воздушно-механическая пена, углекислота, хладон, бромистый этил.
- Основные ПАА, находящиеся в расположении пожарной части. Они предназначены для тушения уже развившихся пожаров. Такие машины базируются на тяжелых шасси высокой проходимости.
Постоянная боеготовность ПАА обусловлена тем, что при пожарах на авиаобъектах нет четкого преимущества одного вида возгораний над другим. 30% всех аварий происходит на ВПП, еще 30% – вне полосы, а еще 16% за пределами аэродрома. Согласно международным нормативам, на боевое развертывание машин службы спасения должно уходить не более 3 минут. Правилами международной организации гражданской авиации прописаны требования к машинам: это должны быть транспортные средства, развивающие скорость более 100 км/ч и дающие разгон до 80 км/ч за 40-45 секунд.
Работа в зоне ВПП предполагает использование полноприводных автомобилей с колесной формулой 6×6 или 8×8. Средняя численность боевого расчета – 3-4 человека, что обусловлено узким диапазоном работ.
Часто при пожарах на ВПП возникает потребность в покрытии полотна плотным слоем пены. Делают это из следующих соображений:
- с целью уменьшения повреждения фюзеляжа и последующего возгорания крылатой машины из-за снижения сил торможения во время скольжения по пене;
- во избежание воспламенения авиатоплива за счет гашения паров;
- для гашения искр, образующихся во время торможения.
Для подачи ОТВ управляющая арматура дополняется пневмо- или гидроэлектроприводом. Из пожарных насосов чаще всего используют модели ПН-40УВ и ПН-60Б.
Разновидности пожарных автомобилей аэродромного тушения
Боевые машины, используемые на пожарах в аэропортах, делают на шасси ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ или УРАЛ. В зависимости от объема цистерны выделяют следующие виды ПА:
- АА-8.0;
- АА-9.0;
- АА-10.0;
- АА-12.0;
- АА-13.0.
Производители техники, придерживаясь общей классификации, могут вносить в основные типы коррективы.
АА-12/60 (КАМАЗ-63501)
Самая популярная модель аэродромных пожарных автомобилей на базе КАМАЗ. Предназначена для тушения возгораний на воздушных судах и наземных коммуникаций аэропортов. Кузов выполнен по модульной системе и включает три отделения: цистерну, передний отсек для ПТВ и отсек для ПТВ, совмещенный с насосом. Кабина здесь цельнометаллическая, двухрядная, с усиленным подъемником.
Автомобиль используется для выполнения следующих задач:
- доставки боевого расчета к месту возгорания;
- подачи воды через ручные и стационарные стволы;
- подачи углекислого газа как основного средства тушения огня;
- подачи воздушно-механической пены на взлетно-посадочную полосу;
- тушения самолета с использованием бамперных установок.
Тактико-технические характеристики машины.
Шасси | КАМАЗ-63501 8×8 |
Скорость, км/ч | 95 |
Снаряженная масса, кг | 27200 |
Габариты, д*ш*в, мм | 11000*2500*3600 |
Двигатель | КАМАЗ 740.50-360 |
Насос | ПН-60 |
Емкость пенобака, л | 700-1000 |
Емкость цистерны, л | 11300 |
Боевой расчет, чел. | 6 |
Номинальная производительность насоса, л/с | 65 |
Напор насоса, м | 100 |
ПА на базе КАМАЗа 63501 соответствует сертификату СТ СПАСОП ГА РФ.
АА-8.0/40 (4320)
Автомобиль на шасси УРАЛа. По функциональности сходен с КАМАЗом и используется для доставки в зону возгорания бригады боевого расчета и проведения операций по ликвидации огня. Относится к основным ПАА. Конструктивно представляет собой сочетание модульного трехсекционного кузова и двухрядной кабины боевого расчета.
Шасси | УРАЛ 4320 6×6 |
Скорость, км/ч | 90 |
Снаряженная масса, кг | 21300 |
Габариты, д*ш*в, м | 10.3*2.5*3.3 |
Двигатель | Cummins 6ISBe 210 л.с. |
Насос | WILO NPG 100/315-06/EC |
Емкость пенобака, л | 500 |
Емкость цистерны, л | 7500 |
Боевой расчет, чел. | 5 |
Номинальная производительность насоса, л/с | 50 |
Напор насоса, м | 100 |
Управление насосной установкой осуществляется дистанционно и соответствует СПАСОП. Установка покрытия ВПП пеной съемная, ширина покрытия составляет 8 метров. Бамперная установка имеет производительность 20 л/с.
АА-60 (МАЗ 7313)
Машина, применяемая для тушения самолетов гражданской авиации и ВВС и устранения возгораний, связанных с воспламенением авиатоплива на большой площади.
Технические характеристики.
Шасси | МАЗ 7313 |
Скорость, км/ч | 60 |
Снаряженная масса, кг | 43000 |
Габариты, д*ш*в, мм | 14300*3180*3300 |
Двигатель, кВт (л.с.) | 393 (525) |
Насос | 160.01-35-00-00 |
Емкость пенобака, л | 900 |
Емкость цистерны, л | 12000 |
Боевой расчет, чел. | 4 |
Номинальная производительность насоса, л/с | 60 |
Напор насоса, м | 100 |
АА-13/60 (6560)
Автомобиль относится к классу S и рассчитан на подачу воды или воздушно-механической пены из штатных баков или посторонней емкости (водоисточника, гидранта).
Шасси | 6560 8×8 |
Скорость, км/ч | 100 |
Снаряженная масса, кг | 38000 |
Габариты, д*ш*в, мм | 12000*2500*3700 |
Двигатель, кВт (л.с.) | КАМАЗ-740.632-400 294 (400) |
Насос | WILO NPG 100/315-06/EC |
Емкость пенобака, л | 700 |
Емкость цистерны, л | 12000 |
Боевой расчет, чел. | 6 |
Номинальная производительность насоса, л/с | 60 |
Напор насоса, м | 100 |