Диагностика пожарных автомобилей – комплекс мероприятий по проверке состояния техники, ее основных узлов и механизмов без непосредственного их разбора. Проводят с целью предупреждения поломок и прогнозирования момента появления неисправностей.
Общие принципы
Диагностика автомобиля без полной разборки механизмов дает только предварительные результаты. Их сопоставляют с косвенными величинами, или диагностическими параметрами. Связаны они с данными технического состояния. Например, двигатель тестируют на момент развиваемой им мощности, расхода масла, компрессии.
Все мероприятия проводят на посту ТО с использованием специального оборудования.
Основными задачами диагностирования пожарных автомобилей являются:
- проверка работоспособности механизмов;
- определение потребности отдельных узлов в ремонте;
- контроль проведенных работ в период планового техобслуживания;
- прогнозирование возможного продления срока эксплуатации техники;
- определение срока списания машины.
Виды диагностики
Основной целью диагностики пожарных автомобилей считается снижение затрат на сервисное обслуживание и ТО. Как результат – сокращение простоя машины в результате неожиданного выхода из строя основных узлов.
На сегодняшний день утверждено два вида диагностики.
Общая
Общая диагностика пожарных автомобилей имеет условное обозначение «Д-1». Ее цель – обследование машин, их отдельных агрегатов и узлов по общим параметрам как способ обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля. По периодичности совпадает с ТО-1.
Отдельные операции из протокола общего диагностирования проводятся при ежедневной проверке машины перед выпуском ее на дежурство, а также при ТО после возвращения ПА с пожара или учений.
В общее диагностирование входит проверка:
- тормозной системы;
- трансмиссии;
- рулевого управления;
- колес;
- насосной системы;
- осветительных приборов;
- системы сигнализации;
- стеклоочистителей.
Общее диагностирование Д-1 зависит также от типа машины. Автоцистерны проверяют по следующим параметрам:
- давление в шинах;
- ход педалей сцепления и газа;
- работа тормозной системы;
- проверка сцепления;
- люфт рулевого колеса;
- скорость включения приборов освещения и сигнализации;
- натяжение ремней привода вентилятора, генератора, гидроусилителя, компрессора;
- зазоры в подшипниках;
- состояние вакуумной системы;
- герметичность насоса;
- крепление колеса насоса.
Поэлементная
Углубленная проверка (Д-2) проводится по частным параметрам и по периодичности совпадает с ТО-2. Она осуществляется на специальных стендах и предполагает проверку:
- двигателя;
- состояния узлов рулевого привода;
- шкворневых соединений управляемых колес;
- состояния и работы коробки передач;
- биения карданного вала;
- состояния аккумулятора, стартера, генератора и реле-регулятора;
- работоспособности системы зажигания;
- карбюратора на холостом ходу с диагностикой содержания СО;
- угла опережения подачи топлива дизеля;
- работы форсунок и топливного насоса;
- изменения тормозных сил на колесах;
- мощности ведущих колес;
- расход топлива под нагрузкой;
- потери мощности трансмиссии и КОМ;
- рабочих параметров пожарного насоса;
- герметичности всех водопенных коммуникаций и цистерны.
Параметры диагностических процессов
Диагностику состояния пожарного автомобиля проверяют по трем основным параметрам.
Параметры рабочих процессов дают данные о функциональности ПА в целом и отдельных его механизмов. Сюда входит проверка мощности двигателя, напора насоса, производительности подачи пенообразователя, расхода топлива, давления форсунки дизеля.
Параметры сопутствующих процессов – температура нагрева масла, уровень СО в отработанных газах, давление в цилиндрах. Геометрические параметры предполагают определение связей между агрегатами и механизмами.
При проведении диагностики ПА пользуются методикой и берут за основу данные, разработанные для грузовых автомобилей, на базе которых производится спецтехника.
Методы диагностики
Основной метод диагностики ПА – приборный. Реже используется метод экспертной проверки. Они зависят от диагностических параметров.
К первой группе относится имитация режимов нагрузки и скорости на специальных стендах для автомобилей, установок ПО и ПТВ. Вторая группа основана на оценке герметичности рабочих объемов проверяемых систем. Методы третьей группы – оценка геометрических параметров.
Средства проведения диагностики
Для проведения диагностики технического состояния пожарных автомобилей используют определенные технические средства:
- Встроенные. Средства, входящие в общую конструкцию с объектом, подлежащим проверке. К ним относятся контрольно-измерительные приборы.
- Внешние. Средства, не включенные в конструкцию проверяемого объекта. Это стенды и переносные приборы.
- Универсальные. Используются для диагностики различных механизмов. Включают приборы для измерения давления, уровня отработанных газов.
- Специализированные. Средства, разработанные для проверки конкретных механизмов.
Виды стендов
Для проведения диагностирования ПА посты ТО оборудуют стендами:
- Общего диагностирования шасси: силовые и инерционные тяговые стенды для имитации работы автомобиля при различных нагрузках. Пост технической диагностики должен содержать оборудование для проверки насосов, пеносмесителей и вакуумных систем.
- Для диагностики ПТВ, на которых проводят испытания спасательного снаряжения, а также диагностику гидравлического пожарного оборудования.
При проведении диагностики автомобилей на постах ТО должны строго соблюдаться правила технической и пожарной безопасности. Не допускается снятие топливных баков и топливоприводов. Учитывая, что диагностические мероприятия проводятся на пунктах ТО, все виды ремонта, связанные с кузнечными, малярными, сварочными работами, проходят отдельно. Проверка и подзарядка аккумуляторов проводится только в вытяжном шкафу при включенной вытяжке и исправных контрольных приборах.