Диагностика пожарных автомобилей

Диагностика пожарных автомобилей Пожарные лестницы

Диагностика пожарных автомобилей – комплекс мероприятий по проверке состояния техники, ее основных узлов и механизмов без непосредственного их разбора. Проводят с целью предупреждения поломок и прогнозирования момента появления неисправностей.

Общие принципы

Диагностика автомобиля без полной разборки механизмов дает только предварительные результаты. Их сопоставляют с косвенными величинами, или диагностическими параметрами. Связаны они с данными технического состояния. Например, двигатель тестируют на момент развиваемой им мощности, расхода масла, компрессии.

Все мероприятия проводят на посту ТО с использованием специального оборудования.

Общие принципы диагностики пожарных авто

Основными задачами диагностирования пожарных автомобилей являются:

  • проверка работоспособности механизмов;
  • определение потребности отдельных узлов в ремонте;
  • контроль проведенных работ в период планового техобслуживания;
  • прогнозирование возможного продления срока эксплуатации техники;
  • определение срока списания машины.

Виды диагностики

Основной целью диагностики пожарных автомобилей считается снижение затрат на сервисное обслуживание и ТО. Как результат – сокращение простоя машины в результате неожиданного выхода из строя основных узлов.

На сегодняшний день  утверждено два вида диагностики.

Общая

Общая диагностика пожарных автомобилей имеет условное обозначение «Д-1». Ее цель – обследование машин, их отдельных агрегатов и узлов по общим параметрам как способ обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля. По периодичности совпадает с ТО-1.

Отдельные операции из протокола общего диагностирования проводятся при ежедневной проверке машины перед выпуском ее на дежурство, а также при ТО после возвращения ПА с пожара или учений.

В общее диагностирование входит проверка:

  • тормозной системы;
  • трансмиссии;
  • рулевого управления;
  • колес;
  • насосной системы;
  • осветительных приборов;
  • системы сигнализации;
  • стеклоочистителей.

Общая диагностика пожарных автомобилей

Общее диагностирование Д-1 зависит также от типа машины. Автоцистерны проверяют по следующим параметрам:

  • давление в шинах;
  • ход педалей сцепления и газа;
  • работа тормозной системы;
  • проверка сцепления;
  • люфт рулевого колеса;
  • скорость включения приборов освещения и сигнализации;
  • натяжение ремней привода вентилятора, генератора, гидроусилителя, компрессора;
  • зазоры в подшипниках;
  • состояние вакуумной системы;
  • герметичность насоса;
  • крепление колеса насоса.

Поэлементная

Углубленная проверка (Д-2) проводится по частным параметрам и по периодичности совпадает с ТО-2. Она осуществляется на специальных стендах и предполагает проверку:

  • двигателя;
  • состояния узлов рулевого привода;
  • шкворневых соединений управляемых колес;
  • состояния и работы коробки передач;
  • биения карданного вала;
  • состояния аккумулятора, стартера, генератора и реле-регулятора;
  • работоспособности системы зажигания;
  • карбюратора на холостом ходу с диагностикой содержания СО;
  • угла опережения подачи топлива дизеля;
  • работы форсунок и топливного насоса;
  • изменения тормозных сил на колесах;
  • мощности ведущих колес;
  • расход топлива под нагрузкой;
  • потери мощности трансмиссии и КОМ;
  • рабочих параметров пожарного насоса;
  • герметичности всех водопенных коммуникаций и цистерны.

Параметры диагностических процессов

Диагностику состояния пожарного автомобиля проверяют по трем основным параметрам.

Параметры диагностических процессов

Параметры рабочих процессов дают данные о функциональности ПА в целом и отдельных его механизмов. Сюда входит проверка мощности двигателя, напора насоса, производительности подачи пенообразователя, расхода топлива, давления форсунки дизеля.

Параметры сопутствующих процессов – температура нагрева масла, уровень СО в отработанных газах, давление в цилиндрах. Геометрические параметры предполагают определение связей между агрегатами и механизмами.

При проведении диагностики ПА пользуются методикой и берут за основу данные, разработанные для грузовых автомобилей, на базе которых производится спецтехника.

Методы диагностики

Основной метод диагностики ПА – приборный. Реже используется метод экспертной проверки. Они зависят от диагностических параметров.Методы диагностики

К первой группе относится имитация режимов нагрузки и скорости на специальных стендах для автомобилей, установок ПО и ПТВ. Вторая группа основана на оценке герметичности рабочих объемов проверяемых систем. Методы третьей группы – оценка геометрических параметров.

Средства проведения диагностики

Для проведения диагностики технического состояния пожарных автомобилей используют определенные технические средства:

  1. Встроенные. Средства, входящие в общую конструкцию с объектом, подлежащим проверке. К ним относятся контрольно-измерительные приборы.
  2. Внешние. Средства, не включенные в конструкцию проверяемого объекта. Это стенды и переносные приборы.
  3. Универсальные. Используются для диагностики различных механизмов. Включают приборы для измерения давления, уровня отработанных газов.
  4. Специализированные. Средства, разработанные для проверки конкретных механизмов.

Виды стендов

Для проведения диагностирования ПА посты ТО оборудуют стендами:

  1. Общего диагностирования шасси: силовые и инерционные тяговые стенды для имитации работы автомобиля при различных нагрузках. Пост технической диагностики должен содержать оборудование для проверки насосов, пеносмесителей и вакуумных систем.
  2. Для диагностики ПТВ, на которых проводят испытания спасательного снаряжения, а также диагностику гидравлического пожарного оборудования.

Общее диагностирование шасси

При проведении диагностики автомобилей на постах ТО должны строго соблюдаться правила технической и пожарной безопасности. Не допускается снятие топливных баков и топливоприводов. Учитывая, что диагностические мероприятия проводятся на пунктах ТО, все виды ремонта, связанные с кузнечными, малярными, сварочными работами, проходят отдельно. Проверка и подзарядка аккумуляторов проводится только в вытяжном шкафу при включенной вытяжке и исправных контрольных приборах.

Оцените статью