Ручные пожарные лестницы – обязательное оборудование, состоящее на вооружении пожарно-технического расчета, выезжающего на вызов в населенном пункте. Их назначение – подъем спасателей на верхние этажи и вывод пострадавших из огня. Успех проводимой операции во многом зависит от исправности инвентаря, поэтому с целью проверки устройства был разработан ГОСТ Р 53275-2009, в котором прописаны методы и периодичность его испытаний. Для каждого спасателя инструкция по испытанию ручных пожарных лестниц становится рабочим конспектом.
Виды оборудования
Правила эксплуатации и испытания пожарных ручных лестниц зависят от их вида. На вооружении МЧС стоит три типа лестниц:
- палка;
- штурмовая;
- выдвижная.
Палка
Конструктивно – это две параллельных тетивы, соединенные между собой восьмю опорными ступеньками. Ступени крепятся на шарниры, благодаря чему конструкция трансформируется в тонкую палку. Назначений у этого оборудования несколько:
- подъем не выше первого этажа;
- преодоление заборов;
- носилки для пострадавшего;
- в сложенном виде – биток для перегородок и дверей.
Стандарт для этого оборудования:
- длина в сложенном виде – 3400 мм;
- длина в разложенном виде – 3116 мм;
- ширина – 250 мм;
- шаг – 340 мм;
- вес – 10.5 кг.
Штурмовая
Конструкция – две тетивы с жестким соединением ступенями. Вверху – крюк для крепления на опору. Ее применение – вторые этажи жилых зданий и покатые крыши. Может использоваться самостоятельно или в сочетании с выдвижным оборудованием. Такие лестницы делают из дерева или металла.
Размеры ШЛ:
- длина – 4100 мм;
- ширина – 250 мм;
- вылет крюка – 600 мм;
- шаг – 340 мм;
- вес – 10 кг.
Выдвижная
На вооружении МЧС РФ стоит трехколенная лестница Л60. Колена связаны параллельно. Дополнительное оборудование – механическое устройство для перемещения звеньев относительно друг друга в осевом направлении, что позволяет регулировать длину в зависимости от сложности ситуации. В каждом колене – 12 ступеней. Внизу на тетивах – стальные упоры. Края верхнего колена дополнены стенными упорами.
Назначение ВЛ:
- подъем спасателей на высоту второго-третьего этажа здания с его внешней стороны;
- работа в зданиях с высокими потолками;
- подъем противопожарного оборудования и инвентаря на крышу двухэтажного строения или в окно третьего этажа жилого дома.
Характеристики:
- длина в сложенном виде – 4400 мм;
- длина в разложенном виде – 10700 мм;
- ширина – 480 мм;
- шаг – 350 мм;
- вес – 45 кг.
Сроки и порядок испытания ручных пожарных лестниц
Все подъемные устройства, которыми пользуются спасатели, первое тестирование проходят перед сдачей в работу. В процессе эксплуатации сроки испытаний ручных пожарных лестниц устанавливаются индивидуально на каждом предприятии, учитывая рекомендованную минимальную периодичность раз в год.
Разработана также общая инструкция:
- Осмотр оборудования на целостность несущих деталей и мест соединения согласно документации от производителя.
- Замеры в соответствии с технической документацией.
- Проверка прочности каркаса.
- Статическое взвешивание.
- Проверка вертикальных стоек методом кручения.
- Контроль изгибов и срезов ступеней.
- Прочность соединения колен ВЛ.
- Измерение усилий при раскладке.
- Проверка прочности крюка.
Эти пункты обязательны при испытании оборудования раз в год. Такой параметр, как стабильность работы и потенциал выдвижной подъемной установки, проверяется раз в три года.
Испытание лестницы-палки
Контроль состояния оборудования проводят ежегодно или после каждого капремонта. Прочность проверяют при разложенной конструкции. Лестницу приставляют к стене под углом 75° относительно горизонтали. Обязательное условие – ровная площадка под опорами. На среднюю ступень крепят нагрузку:
- для деревянных – (1.2±0,05)кН((120±5)кгс);
- для металлических – (2.0±0,1)кН((200±10)кгс).
Нагрузку устанавливают на 130±10 секунд. После испытания на поверхности деталей не должно остаться повреждений, остаточного прогиба, а части не должны быть подвергнуты деформации. Вместо груза можно использовать динамометр.
Испытание штурмовой лестницы
Стандартные сроки испытания штурмовок – раз в 12 месяцев. Сначала визуально оценивают состояние крюка, страховочного троса и тетив.
Порядок испытания ручных пожарных штурмовых лестниц предполагает два этапа:
- Тетивы проверяют посредством подвешивания на 2-3 близлежащих с тетивами зубах крюка. На среднюю ступень крепится нагрузка (2.0±0,1)кН((200±10)кгс). Ее оставляют на 2 минуты, после чего снимают и проверяют дефекты и остаточные изменения в состоянии.
- Чтобы проверить крюк, лестницу подвешивают за большой зуб. В нижней части на высоте второй ступени у обеих тетив крепят груз (1.6±0,05)кН((160±5)кгс). Выдерживают 130 секунд и проверяют остаточную деформацию и возможные трещины на крюке.
Испытание выдвижной лестницы
По инструкции ВЛ проверяют раз в 12 месяцев. Обязательно оценивают состояние тетив, отсутствие трещин и выбоин на ступенях, следов коррозии на металле. В результате испытаний подтверждают состояние креплений арматуры, троса и веревки, механизма фиксации колен.
Проверка предполагает две стадии:
- При проверке выдвижения лестницу ставят на твердую ровную поверхность и приставляют к стене под 75° относительно горизонтали. Расстояние от стены при этом должно быть 2.5-3 м. Далее прикладывают нагрузку. Сначала (1.0±0,05)кН((100±5)кгс) сразу на три колена посередине центральной ступени. Затем – (2.0±0,05)кН((200±10)кгс) на среднюю ступень второго колена. Каждый раз нагрузку оставляют на 130 секунд.
- При испытании фиксирующего устройства проверяют прочность стопора каждой части на любой высоте, кратной шагу ступеней.
Результат, который позволит использовать оборудование в дальнейшей работе – отсутствие остаточной деформации и соответствие показателей нормам, прописанным в технической документации от производителя.
Результаты испытаний обязательно заносят в журнал проверки пожарно-технического оборудования.
Возможные неисправности
При выявлении малейших поломок пользоваться оборудованием запрещено. Тем не менее, в работе нередко возникают трудности:
- Установка не складывается или не раскладывается. Причина поломки – заедание каната на стыке блоков. Чтобы решить проблему, необходимо достать канат и правильно уложить его в обойму, а также настроить расстояние между обоймой и блоком.
- Перекос и сопротивление при складывании и раскладывании ВЛ. Возникает из-за несоблюдения расстояния между упорами передних стоек или задними упорами и стойкой. В этом случае необходимо отрегулировать зазоры.
- Не работает фиксатор. Причина – поломка стопора. В этом случае меняют крюки и пружины.