Пожар в аэропорту Орли

Огонь истории

В этой публикации рассматриваются разрушения в аэропорту и здании службы воздушного транспорта через несколько дней после пожара возникшего в аэропорту Орли-южный (Париж) 3 декабря 1973 года. Данные, любезно предоставленные французским Национальным противопожарным центром, свидетельствуют о том, что трещены, канавы и отверстия в бетонных конструкциях здания стали причиной распространения огня, нагретого воздуха и дыма,  заполнивших многоэтажное здание от фундамента до верхнего этажа (см. рисунок).

Пожар в аэропорту Орли

Описание здания

Здание аэропорта Орли-южный общей площадью 130 тыс. кв. м. имеет шесть наземных и два подземных этажа. Оба подвальных этажа выполнены из железобетона. Бетонные перегородки разделяют подвал на отдельные отсеки с двух сторон коридора. Группа лестниц и эскалаторов, расположенных в центральной части здания, связывает этажи между собой. В наземных этажах перегородок относительно немного. Первый подвальный этаж представляет собой огромный холл длиной 200 м.

Распространение огня

Пожар возник около 15 ч во втором подвальном этаже внутри низковольтной подстанции. Огонь двигался по кабелю сети обслуживания, ведущему к техническому пульту на первом подвальном этаже. Затем по открытому кабельному каналу огонь распространился в горизонтальном направлении до кладовой бара, находящейся рядом с каналом сети обслуживания, и в вертикальном направлении — до контрольного пункта на первом подвальном этаже.

Охватив подвальный этаж, огонь уничтожил все оборудование в двух контрольных пунктах и послужил причиной серьезных повреждений арматурного каркаса в перекрытии над ним. В результате возникли деформации стен и пола, позволившие газам, а возможно, и пламени проникнуть непосредственно в помещения первого этажа.

Наличие товаров книжного магазина и оборудования комнаты покупателей и почтового отделения на первом этаже способствовало интенсификации огня, который продолжал распространяться в горизонтальном направлении. Кроме того, не огражденная лестничная клетка, ведущая с первого этажа на четвертый, позволила огню быстро проникнуть на более высокие этажи — главным образом через полость шириной более 10 см между деревянной обшивкой и стеной, которая служила газоходом для горячих газов.

Центральная группа эскалаторов представляла собой еще один путь, по которому большие порции горячих газов поступали на четвертый этаж. Огонь нагрел пластмассовые элементы подвесного потолка над эскалаторами, и горящие конструкции падали с потолка, увеличивая трудности пожарных. В результате через не огражденную лестничную клетку огонь проник в проекционную будку для показа кинофильмов на верхнем (пятом) этаже. Пожарная команда прибыла на место очень быстро после сигнала тревоги, переданного, по-видимому, автоматической системой обнаружения пожара (такая система была установлена в местах без постоянного нахождения людей). Только примерно в 20 ч после пяти часов работы в исключительно трудных условиях (из-за плохой видимости, вызванной густым дымом, и необходимости действовать в противогазах) пожарным удалось справиться с огнем. Из-за наличия вертикальных шахт оказалось невозможным ограничить вертикальное распространение огня. Предотвращение распространения огня в горизонтальном направлении было особенно трудным из-за полостей, скрытых подвесным потолком. Наличие пластиков в оболочках кабелей, декоративных элементов, фурнитуры и т.д. еще больше увеличило трудности пожарных в борьбе с огнем.

Непосредственно огнем были повреждены поверхности площадью более 6000 кв.м; кроме того, дым вызвал повреждения поверхностей площадью 30 000 кв.м. Ущерб от всех повреждений оценивается суммой не мене 3 млн. фунтов стерлингов. По счастливой случайности при пожаре никто не пострадал.

Источник: «Опасность дыма и дымозащита», Москва, Стройиздат 1983.

По материалам: Fire Protection No. 106, December 1974. Fire Protection Association.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.