Заземление пожарных машин

Заземление пожарных машин Пожарная безопасность

Для предупреждения поражения током во время тушения огня проводится заземление пожарных машин и стволов. ОТВ, попав на электроустановку, становятся дополнительным проводником электричества. Кроме того, часто возникает наведенное напряжение на самой машине. Для защиты спасателей от таких случаев используют устройства переносного заземления.

Назначение оборудования

Этот класс защитных устройств предупреждает поражение током сотрудников спасательной службы во время тушения огня, которое возможно в двух случая:

  1. При возникновении наведенного напряжения на автомобиле. Оно появляется при внешних источниках электромагнитных колебаний на отдельных частях конструкции машины. Ток расходится по деталям и при отсутствии заземления может стать причиной серьезного поражения людей электричеством. Риск становится в разы больше, если рядом с машиной находится электроустановка.
  2. При попадании ОТВ из ствола на электропроводящее место установки, в частности на электромотор насоса.

Переносное заземление для пожарных машин

При работе пожарной техники на объекте используется защитное заземление. Оно бывает двух типов:

  • переносное заземление для пожарных машин (ЗППМ);
  • заземляющее устройство для стволов (ЗПС).

При заборе воды из водонапорной системы заземляют только стволы. В этом случае отдельно заземлять насос не требуется.

Конструктивные особенности и технические характеристики

По своему устройству самое простое заземляющее оборудование представляет собой часть медного провода в полиуретановой оболочке, которая не ограничивает гибкость, выдерживает большой перепад температур от -50 до +60°С и защищает медь от окисления. Концы провода должны быть обязательно опрессованы, и уже к ним при помощи болтов  крепятся металлические струбцины. Одну из них подсоединяют к автомобилю, а вторую – к заземлителю. Струбцины обязательно покрывают антикоррозийным составом с высокой проводимостью.

Место заземления пожарных машин на промышленных объектах обязательно отмечено специальным знаком. На практике заземлителем может быть любая металлическая деталь, уходящая в землю: пожарный гидрант, трубы колодцев, скважин, шурфов, опоры ЛЭП.

Заземление пожарных машин - знак

Если проводится заземление стволов, то на одном конце провода чаще всего вместо струбцины крепится кольцо. Если его нет, то провод можно крепить непосредственно к пожарному оборудованию.

Если необходимо заземлять стволы и насосы, используемые в ручном режиме, то всегда применяют отдельные устройства.

Основные требования к заземлению пожарных машин

Защиту от поражения электрическим током дает не только правильная эксплуатация заземляющих устройств, но и их соответствие утвержденным требованиям.

  1. Переносные устройства должны обладать термической и динамической устойчивостью к току короткого замыкания. Это возможно при соблюдении определенных параметров: для 1000 В сечение медного провода должно быть 16 мм2, более 1000 В – 25, 35, 50, 70, 95 или 120 мм2.
  2. Прочный контакт, являющийся гарантией исправности струбцин или зажимов при коротком замыкании.
  3. Монтаж струбцин должен быть без свободного хода, чтобы во время динамических нагрузок их не сорвало с провода.
  4. Все соединения переносных заземлений должны быть с продолжительной термической устойчивостью, чтобы избежать перегрева во время работы и обеспечить автоматическое отключение оборудования.

Стандартно в заземляющих устройствах для пожарных стволов и автомобилей используют медный провод сечением 16 и 25 мм2. Длина его при этом не имеет никакого значения, главное, чтобы после подключения не ограничивалась свобода маневрирования самим стволом. Обычно используют провод длиной от 10 до 40 метров.

Кроме этих требований при монтаже оборудования учитываются и требования по структурным параметрам самих устройства. Например, для стволового заземляющего оборудования  пользуются таблицей.

Основные требования к заземлению пожарных машин

Размещение заземления

Правила размещения заземляющих устройств определены ПУЭ, ГОСТом Р 51853-2001 и профильной документацией к конкретному оборудованию. В них выделяют два важных пункта:

  1. В местах заземления пожарных машин на подстанциях устанавливаются специальные знаки.
  2. Все места, предусмотренные для размещения ПА и ствольщиков, обязательно должны иметь заземлители. Их располагают возле входных дверей электрических распределительных установок, возле кабельных сооружений, возле гидрантов и непосредственно у входа в здание.

Размещение заземления для пожарных машин

Если возгорание произошло на электростанции, то боевой расчет обязан встречать человек, знающий места расположения заземляющих проводов.

В обязательную комплектацию пожарного автомобиля переносное заземление не входит. Необходимое количество проводников определяется на каждом объекте с указанием места их хранения. Для отработки навыков использования оборудования устраивают площадки-тренажеры.

Оцените статью