Тушение пожара в школах

Тушение пожара в школах Пожарная безопасность

Если в районе ответственности пожарной части расположены школы и детские сады, на случай возникновения пожара на каждый объект разрабатывается план оперативных действий по ликвидации возгорания и эвакуации людей. Для типовых зданий используют базовые рекомендации по ведению аварийно-спасательных действий, если на балансе состоят объекты индивидуальной планировки, разрабатывают собственную методику.

Особенности противопожарного режима в школах

Здания школ и школ-интернатов проектируют как 3-5-этажные комплексы, состоящие из одного или нескольких корпусов, соединенных закрытыми переходами. Их возводят из негорючих материалов I и II степени, хотя на практике в эксплуатации еще довольно много построек III степени огнестойкости из трудногорючих материалов, а также сохраняются одноэтажные здания IV степени огнестойкости.

С целью быстрой эвакуации людей в случае возникновения пожара планировка этажей в зданиях общеобразовательных учреждений коридорная чаще с односторонним расположением кабинетов. Администрация по согласованию с пожарным инспектором, закрепленным за учебным заведением, утверждает план эвакуации и доводит его до сведения всех сотрудников.

Особенности противопожарного режима в школах

В пожарной части, в зоне которой расположена школа, на объект заводится карточка с указанием:

  • планировки;
  • особенностей конструкции здания;
  • пожарной нагрузки;
  • имеющейся системы противопожарной защиты;
  • сведений об электроснабжении;
  • мест скопления людей в дневное и ночное время;
  • контингента учащихся;
  • плана эвакуации, согласованного с руководством учебного заведения.

На основе этих данных в случае ЧС составляют план тушения пожара в школе.

Особую опасность при возникновении пожара в школе составляет мебель, оборудование из пластика, бумага (тетради, папки и другая рабочая канцелярия). В среднем горячая нагрузка в учебных учреждениях – 30-50 км/м2 в зависимости от помещения (лаборатории, спортивные залы, складские объекты). Наибольшая пожарная нагрузка характерна для библиотеки.

Прогноз развития пожара

Тактика тушения пожаров в школе базируется на общем прогнозе развития ЧС. Согласно статистическим данным, наибольшая вероятность возгораний фиксируется в учебных классах. Учитывая  специфику горения мебели и образование задымленности, при прогнозировании берут максимальную скорость распространения огня с быстрым перекидыванием пламени на соседние помещения. Наибольшую опасность при задымлении представляют коридоры и холлы, являющиеся основными путями эвакуации.

Прогноз развития пожара

3Одновременно делают оценку возможного обрушения конструкций. В основе расчетов – особенности конструкции здания, материал перекрытий и стен, наличие оборудования, работающего под давлением.

В прогноз включают также расчет действий персонала и неукоснительное следование инструкциям на случай ЧС. Обязательный пункт – наличие системы оповещения о пожаре.

Действия персонала школы во время пожара

При обнаружении источника огня:

  • включить пожарную сигнализацию, если она не сработала автоматически;
  • оповестить руководство учебного заведения о сложившейся ситуации;
  • оповестить пожарную часть;
  • начать эвакуацию по заранее утвержденным путям.

Детей из классов выводят классные руководители или педагоги, которые проводили урок в момент поступления сигнала об опасности.

Основные пути вывода учащихся – лестницы внутри здания и стационарные пожарные лестницы вне зоны задымления и огня. Вариант пути эвакуации – незадымленные помещения, которые находятся в противоположной части здания со свободным выходом на улицу. При невозможности вывода детей из зоны огня педагоги обязаны дождаться спасателей, которые проведут эвакуацию через окна при помощи лестниц, спасательных рукавов и веревок.

Действия персонала школы во время пожара

В холодное время года во избежание скопления людей у гардероба уборщицы и работник раздевалки выносят верхнюю одежду детей на улицу через запасной выход.

Если зона возгорания небольшая, принимают решение о подавлении пламени первичными средствами тушения пожара и водой от ПК. Это возможно сделать, если очаг возгорания хорошо просматривается, установлена безопасность перекидывания пламени и имеется свободный доступ в зону пожара на длину струи гидранта.

Если возможности справиться своими силами нет, то перед тем, как покинуть опасную зону, необходимо закрыть все окна, двери и выключить электричество. Особую опасность представляют задымленные помещения. В этом случае необходимо провести немедленную эвакуацию и не пытаться потушить огонь самостоятельно.

Особенности тушения пожаров в школах

После получения сигнала о пожаре РТП дает рекомендации по тушению объекта, исходя из анализа карточки школы и используя результаты дистанционно проведенной разведки конкретно возникшей ситуации. Во время следования на место происшествия руководитель тушения пожара обязан:

  • находиться на связи с обслуживающим персоналом (ответственным за противопожарную безопасность) учебного учреждения;
  • выяснить, как проходит эвакуация учащихся и какие меры предприняты по предотвращению распространения огня и дыма;
  • назначить ответственного за проведение эвакуации из числа сотрудников школы;
  • определить места сбора выведенных из зоны возгорания детей.

По прибытии на место спасатели работают в двух направлениях: эвакуация детей и персонала учебного заведения и прямое тушение возгорания.

Особенности тушения пожаров в школах

РТП непосредственно контролирует процесс эвакуации и проверяет посписочно количество детей, выведенных из опасной зоны. Учащихся распределяют по группам и отводят в отдаленные от очага возгорания помещения. Одновременно проверяют, не остались ли люди в помещении внутри школы.

Вторая бригада работает непосредственно на подавление огня. На основных путях распространения пламени и в очаг пожара вводят стволы РС-50 и РСК-50. Для тушения используют воду, водные растворы смачивателей и ВМП средней кратности. Если пожар возник в библиотеке, физической или химической лаборатории, используют воздушно-механическую пену. Сложность создают возгорания во время массовых мероприятий с большим скоплением людей. В этом случае стволы вводятся от автоцистерны и внутренних ПК с целью освобождения от огня и задымления путей эвакуации.

Оцените статью