Модельный очаг пожара – сооружение для испытания противопожарного оборудования в условиях, приближенных к реальным. Он изготавливается согласно ГОСТу Р 51057-2001, в основе лежит принцип тушения объекта после поджога топлива. По объему и площади тушения модельные очаги пожара делятся на ранги, а вид горящего вещества определяет их классность.
Основные характеристики
Ранг тушения модельного очага пожара является определяющим фактором при выборе огнетушителя для конкретного объекта. Под ним понимают показатель возгораний, с которыми справляются первичные средства тушения.
Класс определяют для твердых материалов с тлением и без, а также для легковоспламеняющихся жидкостей. Условно этот показатель имеет буквенную маркировку «А» и «В» соответственно. При этом класс тушения категории C, D, E не определяют из-за повышенной опасности во время проведения испытаний и необходимости создания лабораторных условий для модельного объекта.
Ранг – это порог сложности условий тушения возгораний, выраженный в числовых значениях. Он неразрывно связан с классностью: для очага класса «А» минимальный ранг – 0,1, а максимальный – 20, а для «В» – 1 и 233 соответственно. По этой маркировке можно оценить эффективность огнетушителей: чем выше цифры, тем в более сложных условиях можно применять первичные средства тушения.
Класс А
Он представляет собой куб, составленный из деревянных реек. Конструкцию устанавливают на опору из бетонных блоков с расстоянием от земли 40 см. За основу берут древесину хвойных пород 2-го или 3-го сорта с показателем влажности 10-20%. Бруски должны быть сечением 40 мм.
При сборке штабеля рейки складывают способом послойного поперечного чередования с возможностью скрепления между собой внешних частей брусков. Для связки используют строительные скобы или гвозди. При укладке по всему объему должны проходить свободные каналы.
В зависимости от габаритов штабеля подбирают размер основы, сверяясь при этом с утвержденной нормативной таблицей. При этом длина основания должна быть не меньше длины реек, из которых сложен штабель.
Для испытаний проводят предварительную подготовку. Сначала складывают рейки.
В установленный внизу поддон наливают воду, чтобы она покрыла всю поверхность. Сверху по ГОСТу Р 51105 наливают «летний» бензин. Центр поддона должен совпадать с центром штабеля.
Испытание начинают с поджога бензина. Огнетушитель держат в боевой готовности на расстоянии от очага. Пламя оставляют на 2 минуты. Затем поддон с бензином убирают, выжидают еще 7-8 минут, чтобы весь штабель был охвачен огнем. Общее время горения должно быть не менее 9 минут.
Далее следует непосредственное тушение: сначала фасада, затем по кругу, не затрагивая одну из боковых сторон и низ штабеля. Максимальное время операции – 10 минут. Конструкцию проверяют на отсутствие повторного воспламенения в течение 10 минут. Если огня нет, испытания пройдены.
Класс В
Модельный очаг класса В – круглый стальной противень, размеры которого подбирают в соответствии с типом испытуемого противопожарного оборудования.
При проведении испытаний учитывают также тип исполнения противня. Предпочтителен I тип, но до замены на новый можно использовать отработанный противень II исполнения, который отличается от I высотой борта и объемом.
Ранг | I исполнение | II исполнение | ||||
Количество, дм | Высота бортика, мм | Количество, дм | Высота бортика, мм | |||
Вода | Топливо | Вода | Топливо | |||
1В | 0,3 | 0,7 | 2 | 1 | ||
2В | 0,7 | 1,3 | 4 | 2 | ||
3В | 1,0 | 2,0 | 100 | 6 | 3 | 200 |
5В | 1,5 | 3,5 | 10 | 5 | ||
8В | 3 | 5 | 16 | 8 | ||
13В | 4 | 9 | 26 | 13 | ||
21В | 7 | 14 | 42 | 21 | ||
34В | 11 | 23 | 150 | 68 | 34 | 230 |
55В | 18 | 37 | 110 | 55 | ||
70В | 23 | 47 | 140 | 70 | ||
89В | 30 | 59 | 178 | 89 | ||
113В | 38 | 75 | 226 | 113 | ||
144В | 48 | 96 | 200 | 288 | 144 | |
183В | 61 | 122 | 266 | 183 | ||
233В | 78 | 155 | 466 | 233 |
Топливо согласно ГОСТу Р 51105 – бензин с низким октановым числом.
Готовя штабель к испытаниям, поддон устанавливают строго горизонтально с беспрепятственным доступом к нему по всему периметру. Согласно таблице наливают воду, затем сверху бензин. Факелом поджигают горючее и оставляют пламя на 60 секунд, после чего приступают к тушению.
ОТВ подают на модельный очаг, работая на безопасном расстоянии от него. Свою позицию оператор меняет в зависимости от развития ситуации. Внутрь модельного очага заступать запрещается.
После тушения засекают время, проверяя возможность повторного воспламенения. В отличие от испытаний для класса А контрольное время всего 1 минута.