Модельный очаг пожара

Модельный очаг пожара Пожарная безопасность

Модельный очаг пожара – сооружение для испытания противопожарного оборудования в условиях, приближенных к реальным. Он изготавливается согласно ГОСТу Р 51057-2001, в основе лежит принцип тушения объекта после поджога топлива. По объему и площади тушения модельные очаги пожара делятся на ранги, а вид горящего вещества определяет их классность.

Основные характеристики

Ранг тушения модельного очага пожара является определяющим фактором при выборе огнетушителя для конкретного объекта. Под ним понимают показатель возгораний, с которыми справляются первичные средства тушения.

Класс определяют для твердых материалов с тлением и без, а также для легковоспламеняющихся жидкостей. Условно этот показатель имеет буквенную маркировку «А» и «В» соответственно. При этом  класс тушения категории C, D, E не определяют из-за повышенной опасности во время проведения испытаний и необходимости создания лабораторных условий для модельного объекта.

Модельный очаг пожара - характеристики

Ранг – это порог сложности условий тушения возгораний, выраженный в числовых значениях. Он неразрывно связан с классностью: для очага класса «А» минимальный ранг – 0,1, а максимальный – 20, а для «В» – 1 и 233 соответственно. По этой маркировке можно оценить эффективность огнетушителей: чем выше цифры, тем в более сложных условиях можно применять первичные средства тушения.

Класс А

Он представляет собой куб, составленный из деревянных реек. Конструкцию устанавливают на опору из бетонных блоков с расстоянием от земли 40 см. За основу берут древесину хвойных пород 2-го или 3-го сорта с показателем влажности 10-20%. Бруски должны быть сечением 40 мм.

При сборке штабеля рейки складывают способом послойного поперечного чередования с возможностью скрепления между собой внешних частей брусков. Для связки используют строительные скобы или гвозди. При укладке по всему объему должны проходить свободные каналы.

В зависимости от габаритов штабеля подбирают размер основы, сверяясь при этом с утвержденной нормативной таблицей. При этом длина основания должна быть не меньше длины реек, из которых сложен штабель.

Модельный очаг пожара класса А

Для испытаний проводят предварительную подготовку. Сначала складывают рейки.

Модельный очаг пожара класса А

В установленный внизу поддон наливают воду, чтобы она покрыла всю поверхность. Сверху по ГОСТу Р 51105 наливают «летний» бензин. Центр поддона должен совпадать с центром штабеля.

Модельный очаг пожара класса А

Испытание начинают с поджога бензина. Огнетушитель держат в боевой готовности на расстоянии от очага. Пламя оставляют на 2 минуты. Затем поддон с бензином убирают, выжидают еще 7-8 минут, чтобы весь штабель был охвачен огнем. Общее время горения должно быть не менее 9 минут.

Далее следует непосредственное тушение: сначала фасада, затем по кругу, не затрагивая одну из боковых сторон и низ штабеля. Максимальное время операции – 10 минут. Конструкцию проверяют на отсутствие повторного воспламенения в течение 10 минут. Если огня нет, испытания пройдены.

Класс В

Модельный очаг класса В – круглый стальной противень, размеры которого подбирают в соответствии с типом испытуемого противопожарного оборудования.

Модельный очаг пожара класса В

При проведении испытаний учитывают также тип исполнения противня. Предпочтителен I тип, но до замены на новый можно использовать отработанный противень II исполнения, который отличается от I высотой борта и объемом.

Ранг I исполнение II исполнение
Количество, дм Высота бортика, мм Количество, дм Высота бортика, мм
Вода Топливо Вода Топливо
0,3 0,7 2 1
0,7 1,3 4 2
1,0 2,0 100 6 3 200
1,5 3,5 10 5
3 5 16 8
13В 4 9 26 13
21В 7 14 42 21
34В 11 23 150 68 34 230
55В 18 37 110 55
70В 23 47 140 70
89В 30 59 178 89
113В 38 75 226 113
144В 48 96 200 288 144
183В 61 122 266 183
233В 78 155 466 233

Топливо согласно ГОСТу Р 51105 – бензин с низким октановым числом.

Готовя штабель к испытаниям, поддон устанавливают строго горизонтально с беспрепятственным доступом к нему по всему периметру. Согласно таблице наливают воду, затем сверху бензин. Факелом поджигают горючее и оставляют пламя на 60 секунд, после чего приступают к тушению.

ОТВ подают на модельный очаг, работая на безопасном расстоянии от него. Свою позицию оператор меняет в зависимости от развития ситуации. Внутрь модельного очага заступать запрещается.

После тушения засекают время, проверяя возможность повторного воспламенения. В отличие от испытаний для класса А контрольное время всего 1 минута.

Оцените статью