Действия при пожаре в самолете

Действия при пожаре в самолете Пожарная безопасность

Авиасообщение считается самым безопасным видом перевозок, однако если на борту самолета возникает пожар, в условиях ограниченного пространства борьба с огнем оказывается в разы сложнее, чем в типичных ситуациях на земле. От персонала и пассажиров судна требуется строгое соблюдение порядка действий при возгорании в салоне самолета.

Особенности пожаров на воздушных судах

Пожары в самолетах возникают:

  • в результате преднамеренных действий, к которым относят поджог или теракт;
  • в результате случайных воздействий (неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации воздушного судна);
  • вследствие неисправности узлов;
  • после столкновения машины с препятствием;
  • из-за нарушения процедуры заправки топливом;
  • из-за ошибки пилотирования.

Благоприятными факторами для быстрого распространения огня считаются:

  • большое количество горючих веществ на борту;
  • использование горючих материалов при отделке салона самолета;
  • низкая степень огнестойкости материалов фюзеляжа;
  • большое количество людей на ограниченной площади в условиях невозможности быстро покинуть опасную зону;
  • узкие эвакуационные пути.

Особенности пожаров на воздушных судах

Характерные особенности:

  • скоротечность развития ситуации;
  • образование большого количества токсичных продуктов горения, обладающих отравляющим воздействием на человека;
  • усиленное испарение летучих жидкостей;
  • невозможность быстрой эвакуации людей, если пожар возник в воздухе или на взлетной полосе.

Опасные факторы:

  • высвобождение токсичных продуктов горения и газов;
  • высокая температура в условиях ограниченного пространства;
  • сильное задымление, затрудняющее эвакуацию.

Опасные зоны самолета, наиболее подверженные пожару:

  • аккумуляторы;
  • кислородные баллоны;
  • масляные резервуары двигателя;
  • установки антиобледенения;
  • топливные баки;
  • система кондиционирования.

Пожар  в самолете

Алгоритм действий при пожаре в самолете

Тактика тушения пожара в самолете и порядок действий персонала и пассажиров зависит от того, в какой зоне возникло возгорание:

  • в топливной системе;
  • в салоне;
  • в силовых установках;
  • в шасси.

Пожар из-за повреждения топливной системы

В результате авиакатастрофы, при столкновении самолета с препятствием в зоне ВВП, при выкате за пределы полосы часто происходит разгерметизация топливной системы с последующей утечкой горючего. Для таких ситуаций характерно:

  • быстрое распространение пламени на значительные расстояния;
  • быстрое нагнетание критической температуры до 10000°С;
  • большая плотность тепловой завесы.

Опасность:

  • прогорание фюзеляжа с последующим развитием пожара на борту самолета;
  • высокий риск взрыва нетронутых огнем топливных баков;
  • воспламенение системы приземления;
  • взрыв стоек шасси под давлением.

Пожар в самолете из-за повреждения топливной системы

Действия по купированию ситуации и предупреждению распространения пожара в салон самолета:

  1. Разведка с целью установления путей распространения огня и уровня опасности для пассажиров с учетом благоприятных факторов горения.
  2. Расположение основных сил на решающем направлении.
  3. Создание эвакуационных путей вне зоны разлитого топлива.
  4. Охлаждение фюзеляжа при помощи пены.
  5. Непосредственное тушение топлива.

Пожар в салоне

Опасными факторами при пожарах в салоне считаются:

  • большая концентрация продуктов горения из-за того, что основная нагрузка приходится на материалы отделки, подверженные тлению;
  • большая степень задымления;
  • резкое повышение температуры.

Основные действия при тушении пожара в салоне самолета:

  • снижение температуры и уровня задымленности, что позволяет организовать эвакуацию людей;
  • подача тонкораспыленных струй ОТВ для непосредственного тушения огня.

Пожар в салоне самолета

Краткая инструкция по действиям бортпроводников и пассажиров при пожаре в самолете:

  • не паниковать и следовать инструкциям персонала;
  • не трогать выпавшие кислородные маски, чтобы не спровоцировать подачу кислорода и не усилить пламя;
  • при возгорании использовать первичные средства пожаротушения;
  • в случае задымления на ощупь, просчитывая ряды кресел, продвигаться к ближайшему эвакуационному выходу;
  • избавиться от всей одежды из синтетики, чтобы предупредить возможные ожоги;
  • защитить дыхательные пути при помощи носового платка, шарфа или любой ткани (одежды). При возможности смочить их водой;
  • продвигаться к аварийным выходам, пригнувшись к полу, чтобы избежать термической и дымовой нагрузки;
  • если проход заблокирован, продвигаться к аварийной двери поверх опущенных спинок кресел;
  • выйдя из самолета, находиться на безопасном расстоянии от него, наклонившись к земле и прижав голову руками.

Возгорание силовых установок

Происходит после воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Неблагоприятный сценарий – возгорание при работающем двигателе, что провоцирует горение топлива под давлением. При выключенном двигателе силовые установки горят медленно, и ситуация характеризуется как локальная.

Порядок действий при пожаре силовых установок в самолете:

  1. Проведение разведки и размещение машин с учетом локализации возгорания и направления ветра.
  2. Полная остановка двигателей.
  3. Подача ОТВ на место возгорания и охлаждение двигателей.
  4. Использование лестниц при тушении моторов, находящихся в хвостовой части самолета.

Для тушения силовых установок применяют пену, порошок и газы объемного тушения.

Возгорание шасси

При жесткой посадке и при выкате за взлетно-посадочную полосу возрастает риск возгорания шасси. Причина – наличие в системе гидрожидкостей и сплава магния в сочетании с большим количеством резины. Тактика тушения при этом следующая:

  • предупреждение распространения огня за зону шасси;
  • моментальное тушение резины и гидрожидкостей при помощи подачи по ручным стволам тонкораспыленной струи ОТВ;
  • концентрация на тушении магниевых сплавов. Эффективно при этом использование порошка.

Возгорание шасси самолета

Пожар в самолете и возгорание в основных узлах воздушного судна всегда сопровождается повышенными рисками. Чтобы снизить их, моделируют ситуации развития катастрофы, которые отрабатываются на тренажерах. Это позволяет сформировать определенный алгоритм действий и предупредить развитие масштабной трагедии.

Оцените статью