Авиасообщение считается самым безопасным видом перевозок, однако если на борту самолета возникает пожар, в условиях ограниченного пространства борьба с огнем оказывается в разы сложнее, чем в типичных ситуациях на земле. От персонала и пассажиров судна требуется строгое соблюдение порядка действий при возгорании в салоне самолета.
Особенности пожаров на воздушных судах
Пожары в самолетах возникают:
- в результате преднамеренных действий, к которым относят поджог или теракт;
- в результате случайных воздействий (неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации воздушного судна);
- вследствие неисправности узлов;
- после столкновения машины с препятствием;
- из-за нарушения процедуры заправки топливом;
- из-за ошибки пилотирования.
Благоприятными факторами для быстрого распространения огня считаются:
- большое количество горючих веществ на борту;
- использование горючих материалов при отделке салона самолета;
- низкая степень огнестойкости материалов фюзеляжа;
- большое количество людей на ограниченной площади в условиях невозможности быстро покинуть опасную зону;
- узкие эвакуационные пути.
Характерные особенности:
- скоротечность развития ситуации;
- образование большого количества токсичных продуктов горения, обладающих отравляющим воздействием на человека;
- усиленное испарение летучих жидкостей;
- невозможность быстрой эвакуации людей, если пожар возник в воздухе или на взлетной полосе.
Опасные факторы:
- высвобождение токсичных продуктов горения и газов;
- высокая температура в условиях ограниченного пространства;
- сильное задымление, затрудняющее эвакуацию.
Опасные зоны самолета, наиболее подверженные пожару:
- аккумуляторы;
- кислородные баллоны;
- масляные резервуары двигателя;
- установки антиобледенения;
- топливные баки;
- система кондиционирования.
Алгоритм действий при пожаре в самолете
Тактика тушения пожара в самолете и порядок действий персонала и пассажиров зависит от того, в какой зоне возникло возгорание:
- в топливной системе;
- в салоне;
- в силовых установках;
- в шасси.
Пожар из-за повреждения топливной системы
В результате авиакатастрофы, при столкновении самолета с препятствием в зоне ВВП, при выкате за пределы полосы часто происходит разгерметизация топливной системы с последующей утечкой горючего. Для таких ситуаций характерно:
- быстрое распространение пламени на значительные расстояния;
- быстрое нагнетание критической температуры до 10000°С;
- большая плотность тепловой завесы.
Опасность:
- прогорание фюзеляжа с последующим развитием пожара на борту самолета;
- высокий риск взрыва нетронутых огнем топливных баков;
- воспламенение системы приземления;
- взрыв стоек шасси под давлением.
Действия по купированию ситуации и предупреждению распространения пожара в салон самолета:
- Разведка с целью установления путей распространения огня и уровня опасности для пассажиров с учетом благоприятных факторов горения.
- Расположение основных сил на решающем направлении.
- Создание эвакуационных путей вне зоны разлитого топлива.
- Охлаждение фюзеляжа при помощи пены.
- Непосредственное тушение топлива.
Пожар в салоне
Опасными факторами при пожарах в салоне считаются:
- большая концентрация продуктов горения из-за того, что основная нагрузка приходится на материалы отделки, подверженные тлению;
- большая степень задымления;
- резкое повышение температуры.
Основные действия при тушении пожара в салоне самолета:
- снижение температуры и уровня задымленности, что позволяет организовать эвакуацию людей;
- подача тонкораспыленных струй ОТВ для непосредственного тушения огня.
Краткая инструкция по действиям бортпроводников и пассажиров при пожаре в самолете:
- не паниковать и следовать инструкциям персонала;
- не трогать выпавшие кислородные маски, чтобы не спровоцировать подачу кислорода и не усилить пламя;
- при возгорании использовать первичные средства пожаротушения;
- в случае задымления на ощупь, просчитывая ряды кресел, продвигаться к ближайшему эвакуационному выходу;
- избавиться от всей одежды из синтетики, чтобы предупредить возможные ожоги;
- защитить дыхательные пути при помощи носового платка, шарфа или любой ткани (одежды). При возможности смочить их водой;
- продвигаться к аварийным выходам, пригнувшись к полу, чтобы избежать термической и дымовой нагрузки;
- если проход заблокирован, продвигаться к аварийной двери поверх опущенных спинок кресел;
- выйдя из самолета, находиться на безопасном расстоянии от него, наклонившись к земле и прижав голову руками.
Возгорание силовых установок
Происходит после воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Неблагоприятный сценарий – возгорание при работающем двигателе, что провоцирует горение топлива под давлением. При выключенном двигателе силовые установки горят медленно, и ситуация характеризуется как локальная.
Порядок действий при пожаре силовых установок в самолете:
- Проведение разведки и размещение машин с учетом локализации возгорания и направления ветра.
- Полная остановка двигателей.
- Подача ОТВ на место возгорания и охлаждение двигателей.
- Использование лестниц при тушении моторов, находящихся в хвостовой части самолета.
Для тушения силовых установок применяют пену, порошок и газы объемного тушения.
Возгорание шасси
При жесткой посадке и при выкате за взлетно-посадочную полосу возрастает риск возгорания шасси. Причина – наличие в системе гидрожидкостей и сплава магния в сочетании с большим количеством резины. Тактика тушения при этом следующая:
- предупреждение распространения огня за зону шасси;
- моментальное тушение резины и гидрожидкостей при помощи подачи по ручным стволам тонкораспыленной струи ОТВ;
- концентрация на тушении магниевых сплавов. Эффективно при этом использование порошка.
Пожар в самолете и возгорание в основных узлах воздушного судна всегда сопровождается повышенными рисками. Чтобы снизить их, моделируют ситуации развития катастрофы, которые отрабатываются на тренажерах. Это позволяет сформировать определенный алгоритм действий и предупредить развитие масштабной трагедии.