Действия локомотивной бригады при пожаре

Действия локомотивной бригады при пожаре Пожарная безопасность

Прогноз развития пожара на железнодорожном транспорте зависит от действий локомотивной бригады. При возникновении возгорания в зависимости от его локализации выбирают решающее направление проведения операции, минимизируя риски распространения огня по сети железнодорожных путей и массовой гибели людей.

Поезд горит

Опасные факторы

Пожарная опасность объектов железнодорожного транспорта обусловлена:

  • скоплением единиц подвижного состава с наличием легковоспламеняющихся жидкостей повышенной пожароопасности;
  • высокой плотностью застройки сортировочных станций с одновременным нахождением на этих участках подвижного состава;
  • наличием узких разрывов, что способствует быстрому распространению огня;
  • развитой сетью путей с нахождением на них составов, что затрудняет подъезд спецтехники;
  • слабо развитой сетью водоснабжения.

Наибольшую опасность представляют пожары пассажирских составов при наличии людей. Скорость распространения огня по вагону – 5 м/мин, что затрудняет проведение эвакуации пассажиров до блокирования основных выходов. К опасным факторам относят также и плотность теплового потока: на расстоянии 9-10 метров она составляет 10 кВт/кв.м. Это влечет за собой быстрое возгорание всего подвижного состава и воспламенение твердых горючих веществ, что создает угрозу для распространения пламени на соседние платформы.

Возгорание в вагоне

Не менее опасен пожар на грузовом железнодорожном транспорте, где время распространения огня по одному вагону не превышает 20 минут. Скорость распространения огня вдоль всего состава в среднем равна 1,4 м/мин.

Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара

Ответственными за проведение операции по тушению пожара на железнодорожном транспорте назначаются:

  • начальник станции при пожаре на вверенном ему объекте. В случае отсутствия начальника полномочия переходят к его заместителю или дежурному по объекту;
  • машинист или начальник поезда при пожарах на перегонах и в пути следования;
  • руководитель предприятия в случае ЧС на объектах по ремонту и обслуживанию подвижного состава.

Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара в поезде

При возгорании во время следования или на перегоне машинист, как основное ответственное лицо, должен немедленно остановить состав, выбрав для этого открытый, максимально горизонтальный участок, что в дальнейшем облегчит подъезд спецтехники.

Состав не останавливают:

  • на мосту;
  • в тоннеле;
  • под мостами;
  • возле трансформаторных подстанций;
  • возле сгораемых строений;
  • в местах, способствующих быстрому распространению огня и препятствующих эвакуации людей.

При невозможности остановить состав и при отсутствии опасных грузов машинист совместно с поездным диспетчером может принять решение о продолжении движения до благоприятного для остановки места, сообщим об это на ДСП или ДНЦ.

Пожар в пассажирском поезде

Первым действием локомотивной бригады при пожаре на электровозе после остановки должен быть запрос энергодиспетчеру об обесточивании контактной сети. Пока не получено разрешение снять напряжение, запрещается подходить к любым частям контактной сети ближе, чем на 2 метра. Если провода оборваны, то минимальное расстояние должно быть 8 м до места их заземления.

До снятия напряжения в качестве средства тушения используют только углекислотные, аэрозольные и порошковые  огнетушители с расстояния не менее 2 метров до горящего источника. Воду и воздушно-пенные огнетушители применяют только после обесточивания напряжения и заземления контактной сети.

Пожар в грузовом поезде

Ответственным по умолчанию считается машинист поезда. При обнаружении возгорания он также останавливает состав, после чего назначает ответственных за установку источника возгорания. Одновременно с этим вскрывает пакет перевозочных документов с целью установки характера груза в вагонах.

Пожар на грузовом поезде

После этого делается вызов пожарных. Локомотивная бригада до их прибытия осуществляет расцепку поезда с отводом горящих вагонов на безопасное расстояние в зависимости от транспортируемых грузов. При этом в радиусе 200 м не должно быть пожароопасных объектов.

При пожаре в вагонах со сжатыми и сжиженными газами в баллонах действия локомотивной бригады предполагают отвод цистерн на безопасное расстояние и одновременное тушение их имеющимися в распоряжении средствами ПТ.

Если горит цистерна с газами под давлением, то после перемещения ее на отдаленное расстояние выставляет охрана до прибытия пожарных. Тушить такие объекты собственными силами запрещено.

При транспортировке взрывчатых веществ локомотивная бригада немедленно проводит расцепку поезда и отводит охваченные огнем вагоны на расстояние не менее 800 м.

Действия локомотивной бригады при пожаре на электровозе

При обнаружении пожара машинист электровоза должен немедленно остановить поезд. При этом рукоятка контроллера переводится в нулевое положение, выключаются вспомогательные машины и быстродействующий выключатель. Опускается токоприемник. Далее подается сигнал тревоги и передаются данные о ЧС ДНЦ и ДСП по границе перегона.

Горит поезд

Проводя разведку, необходимо убедиться, что контактный провод не касается крыши электровоза. До прибытия пожарных машинист с помощником приступают к тушению пожара, используя огнетушители и сухой песок.

Если потушить пожар не удается, электровоз отцепляют и отводят его от вагонов и взрывоопасных объектов на расстояние минимум 50 метров. При этом токоприемник должен быть обязательно опущен, а также отключена цепь управления. В таком же состоянии электровоз транспортируют в депо после ликвидации пожара.

Оцените статью