Содержание пожарных машин предполагает ведение номенклатурной документации, среди которой особое значение имеют акты приема-передачи пожарного автомобиля на баланс ГПС и его списания согласно требованиям общепринятых инструкций. Отдельный акт составляется при прохождении машиной технического осмотра. Эти документы подтверждают состояние техники и считаются допуском или запретом для ее эксплуатации.
Акт приема-передачи пожарного автомобиля
Бланк приема-передачи ПА является дополнением к договору купли-продажи транспортного средства и подтверждает факт поставки техники в соответствующую часть ГПС. Он является документом бухгалтерского отчета. На его основе проводится постановка ПА на учет или его списание. Акт хранится вместе с договором купли-продажи. Друг без друга эти документы не имеют полной юридической силы, так как договор подтверждает лишь факт намерения купить автомобиль, а акт считается документом, подписанным на завершающем этапе сделки. При наличии подписанного бланка расторгнуть сделку возможно исключительно в судебном порядке.
Акт регистрируется как любой другой входящий документ в журнале регистрации. Также бланк приема-передачи обязательно входит в перечень документов при смене хозяина ПА. Для приема ТС на баланс части ГПС создается специальная комиссия.
Что подтверждает акт:
- Согласие покупателя (нового владельца) с реальным техническим состоянием машины.
- Передачу новому владельцу всех сопровождающих документов: паспорта ТС и сервисной книжки.
Бланк приема-передачи не утвержден никаким нормативным документом. Его составляют в произвольной форме. Для юридических лиц документ обязательно должен быть в печатном варианте, при договоре между физическими лицами акт можно составить от руки. Документ подписывается в двух экземплярах, каждый из которых остается у сторон сделки.
Условно документ делится на три части:
- Вводная, в которой указывается, приложением к какому договору является этот акт, название самого документа и данные о месте и дате подписания.
- Основная, в которой даются сведения о покупателе и продавце (новом и старом владельце), номер договора купли-продажи, сведения о ТС.
- Заключительная, где указывается, что новый владелец ознакомлен со всеми сведениями, изложенными выше, и не имеет претензий к состоянию автомобиля. Отдельно прописывается факт расчета между покупателем и продавцом. Последний, в свою очередь, указывает претензии к покупателю (если таковые имеются). В заключении ставятся подписи сторон.
Списание пожарного автомобиля
Списание ПА производится на основании нормативов их износа, утвержденных правительственными органами. Этот показатель исчисляется в процентах к балансовой стоимости. Годовая норма износа составляет 11.7%, это значит, что срок службы ПА в среднем равен 9 годам. По истечении этого срока техника проверяется на момент исправности и возможности выполнения заявленных производителем функций. Результатом проверки может быть три решения:
- продление срока эксплуатации;
- модернизация с восстановлением ресурса;
- списание ПА из-за невозможности модернизации.
Учетным документом использования пожарного автомобиля является его индивидуальная эксплуатационная карточка. Ежедневно в нее вносит данные водитель, а раз в месяц карточка подписывается начальником караула и части, данные из нее передаются в бухгалтерию. Если пожарный автомобиль приходит в негодность, проводится процедура его списания с составлением соответствующего акта. Для этого утверждается специальная комиссия, которая проверяет состояние техники и выносит вердикт о возможности или невозможности ремонта (модернизации). В трех экземплярах составляется акт выбраковки, в котором указываются все дефекты. Именно они являются основанием для списания автомобиля. К нему обязательно прилагается паспорт ПА.
Акты списания составляются в установленном приказом по предприятию порядке. Процедура снятия машин с баланса части ГПС городской профессиональной пожарной охраны предполагает работу постоянной комиссии при администрации. До выдачи заключения списания запрещается производить какие-либо разборки ПА и его оборудования.
Акт списания пожарного автомобиля составляется по образцу бланка для любых транспортных средств.
Акт технического осмотра пожарного автомобиля
Для поддержания техники в исправном состоянии каждый пожарный автомобиль проходит регулярный технический осмотр. Он включает в себя проверку состояния кузовной части, наружный осмотр двигателя, шасси, электрооборудования, ПТО, проверку работы запуска двигателя и насосной установки. Результат проверки отображается в акте.
Осмотр кузова предполагает:
- оценку креплений кузовной части к раме автомобиля;
- анализ рабочего состояния частей кабины водителя и боевого расчета;
- проверку крепления цистерны и бака пенообразователя;
- проверку наличия номерных и опознавательных знаков.
Исправность двигателя проверяют во всех возможных эксплуатационных режимах. Обязательной оценке подвергаются все фильтры, ремни, соединения, система охлаждения двигателя, карбюратор, электропроводка.
Проводится техосмотр трансмиссии (ход педали и рычага сцепления), ходовой части (крепление колес, состояние шин, крепление осей, рессор, амортизаторов), рулевого управления. Фиксируются неисправности инструмента водителя, ПТО, насоса.
По окончании проверки составляется акт технического осмотра пожарного автомобиля. В него вносят данные о членах комиссии и полную информацию о транспортном средстве. Подробно описывается состояние проверенных систем и механизмов с указанием выявленных дефектов. Виды и методы ремонта поврежденных узлов в основной части не прописывают. Эта информация вносится в заключительную часть документа с указанием вторичного осмотра.
Типовая форма акта оценки технического состояния аэродромного пожарного автомобиля