Основной фонд технического оснащения частей ГПС составляют пожарные машины российского производства. Еще со времен СССР лидерами по поставкам автомобилей, переоборудованных под потребности МЧС, считались КамАЗ, УРАЛ, ЗИЛ. Сегодня к ним присоединился завод IVECO-АМТ.
Новейшие концепции производства
В 90-х годах XX века было принято решение о модернизации парка автомобилей ГПС. За основу взяли принцип ограничения базовых моделей с акцентом на расширение модификаций с максимальной функциональностью. Парк не стали менять полностью: было решено модернизировать уже имеющиеся ПА и в дополнение к ним разработать новые машины.
Принципиальным условием концепции являлось создание автомобилей под конкретные задачи, что, по сути, сузило функциональность отдельных видов техники. Основываясь на зарубежном опыте, инженеры сосредоточились на классности машин: легкий, средний и тяжелый, а также на оснащении спецтранспорта комплектом средств индивидуальной защиты, проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний.
Разновидности российских пожарных автомобилей
Основной фонд как и прежде составляют автоцистерны. Российские производители сосредоточились на выпуске машин большой емкости: АЦ-3-40, АЦ-5-40, АЦ-7-40, АЦ-6-40. Их плюс – разноплановость и универсальность в выполнении боевых задач. Эти АЦ имеют сдвоенную кабину, оборудованы лестницей и механизмом пенного тушения.
Конструкторы работают над созданием многофункциональных машин для решения большинства типичных ситуаций. Преимущество остается за теми же автоцистернами, но уже с расширенными функциями. Автомобили производят с учетом работы в российских условиях. Их оборудуют усиленными рессорами, работающими при пониженных температурах.
Используя базовые шасси КамАЗа, инженеры создают варианты автоцистерн с лестницей. Это машины, способные обеспечить тушение пожаров на высоте до 60 метров. На них ставят усиленные насосы, увеличенные емкости для воды и пенобаки.
Претерпели изменения и автомобили аварийно-спасательной службы. Базовым шасси для них чаще всего выступает УАЗ. Задача такой техники – оперативное прибытие на пожар с доставкой бригады медиков и спасателей. Машины не оборудованы цистернами, но они имеют в своем арсенале комплект первичных средств эвакуации пострадавших и оказания им помощи.
Предприятие «Велмаш-Сервис» разработало насосно-рукавный модульный комплекс «Ловать». Он помогает выполнять задачи по пожаротушению в условиях недостатка воды. Функции этого комплекса заключаются в подаче и откачке больших объемов жидкости, прокладке магистральных рукавных линий от водоисточника к месту пожара, в использовании увеличенной емкости для воды.
Автомобили на шасси УРАЛ
Преимуществом шасси этой марки считается высокая проходимость по бездорожью и возможность дополнения тяжелым оборудованием. Таким машинам под силу снежная целина и косогоры. Они без труда преодолевают вертикальные препятствия высотой до 55 см и заезжают на склоны до 20°. На базе УРАЛа производят основные виды ПА:
- автоцистерны;
- насосно-рукавные автомобили;
- насосные станции;
- автоподъемники.
Для новейших разработок конструкторами были выбраны три типа шасси:
- 4320;
- 43206;
УРАЛ-4320
Это длиннобазовое трехосное шасси было выбрано для производства ПА тяжелого класса с резервуаром до 8 м3. Преимущество этих машин – использование в любой местности без ограничения температуры. На шасси ставятся двойные кабины со спальным местом, хотя по количеству мест боевого расчета они все ограничены и предназначены для 6 человек.
Конструктивно ПА на базе УРАЛа-4320 – модульный кузов и двухрядная кабина. В кузовной части размещается отсек для ПТВ, цистерна и отделение для насоса. Машина работает на дизельном топливе и для обогрева всех рабочих систем использует независимый отопитель.
На базе УРАЛа-4320 производят:
- АЦ-6.0-6000/300;
- АЦ 7.0-7000/420;
- АЦ 8.0 – 8000/480.
УРАЛ-43206
Это автомобили среднетяжелого класса с объемом цистерны до 4 м3. В отличие от УРАЛа-4320 у них короткая двухосевая база, что значительно снижает общий вес автомобиля. Именно поэтому чаще всего эту модификацию используют на пожарах в городской черте.
Кузов у УРАЛа-43206 двухмодульный, совмещающий в себе бак для воды и отсек для пены с насосом. Кабина также двухрядная на 6 мест, при этом спальное место отсутствует. Для обогрева рабочих систем используется автономный отопитель, работающий на дизеле.
На шасси УРАЛа-43206 производят:
- АЦ 3.0-40;
- АЦ 3.0-40/4
- АЦ 4.0-40;
- АЦ 4.0-40/4
УРАЛ-5557
Полноприводный автомобиль тяжелого класса, который в отличие от модели 4320 комплектуется низкопрофильными шинами с регулируемой подкачкой. Эта функция делает машину универсальной к условиям эксплуатации: транспортное средство преодолевает целину, песчаные местности, болота.
Кузовная часть в этой модели двухмодульная, состоящая из цистерны и пенобака, совмещенного с насосным отделением. А вот кабина, несмотря на тяжелый класс автомобиля, рассчитана всего на 4 человек. Вариантом считаются машины с индексом NEXT, предполагающие расширенные кабины до 6-7 человек.
На базе УРАЛ-5557 производят:
- АЦ 5.0 и 5.0 NEXT;
- АЦ 6.0 и 6.0 NEXT.
Пожарные автомобили КамАЗ
Шасси КамАЗ считается универсальным, поэтому именно на его базе производится большинство ПА, используемых на пожарах в городской черте и в промышленной зоне. Наиболее популярными являются две модели: 43118 и 43253. Из преимуществ шасси КамАЗов выделяют:
- возможность использования переднеприводной и полноприводной версии одной и той же базы;
- грузоподъемность до 10 тонн;
- возможность выбора длины рамы от 470 до 810 см;
- комплектацию высокотехнологичными и экономичными двигателями с максимальной мощностью 400 л.с.;
- возможность установки цистерн до 12 тонн;
- возможность комплектации увеличенным пенобаком до 600 литров.
Пожарные машины этой марки чаще всего комплектуются насосом НЦПН 40/100.
КамАЗ 43118
На базе этого шасси разработано четыре типа автоцистерн. Особенностью этой модификации считается заднее расположение насоса. Цистерна и бак для пенообразователя сделаны из нержавеющей стали. Дополнительно для обогрева используется дизельный отопитель.
Кабина у КамАЗ-43118 сдвоенная, рассчитана на 7 человек. Независимо от комплектации для пожарных автомобилей оставили базовое оснащение силовым агрегатом: это двигатель мощностью 221 л.с., который позволяет развивать скорость до 90 км/ч.
На базе КамАЗ -43118 разрабатывают следующие автомобили:
- АЦ 6.0/40-70;
- АЦ 7.0/40;
- АЦ 8.0/40;
- АЦ 9.0/40.
КамАЗ-43253
Эти пожарные автомобили используются преимущественно в городской черте. Самая популярная модификация – АЦ 5.0/40-22ВР. Это транспортная единица с модульной кабиной. Главной функцией ее считается отбор ОТВ из бака пенообразователя или воды из водоисточника, включая резервуары и центральные сети.
ПА на базе КамАЗ-43253 всегда переднеприводные, поэтому не используются в сложных дорожных условиях, однако именно они считаются незаменимыми при необходимости выезда на пожар в городской застройке с узкими проездами и ограниченными разворотами. Расширить функциональные возможности автоцистерн удалось за счет установки увеличенного пенобака емкостью 420 литров. Цистерна для воды у АЦ 5.0/40-22ВР – 5 м3.
В отличие от других КамАЗов эта модель предполагает установку насоса типа ПН-40УВ, хотя в ряде случаев возможна комплектация насосами НПУ-40/100, НЦПЦ-40/100 и НПЦ-60/100. Их работа осуществляется через карданную передачу от двигателя и КОМ.
Автомобили IVECO-АМТ
Машины IVECO-АМТ российско-итальянского производства совмещают в себе несколько типов ПА и характеризуются расширенными функциональными возможностями. Самой популярной модификацией, поставляемой на вооружение ГПС, считается автоцистерна АЦ-3.2 – 40/4. Ее преимущество – сниженный вес при сохранении функциональности тяжелых автомобилей.
Кабина и кузов сделаны из полипропилена. Особенность комплектации – дистанционно управляемый лафетный ствол «Ураган-ЛСД-С-80У». Насосная установка в этом типе ПА также дистанционная. В базовую комплектацию входит пожарный насос комбинированного типа «Ruberg E40». Благодаря дополнительному контуру он обеспечивает охлаждение двигателя в летний сезон и подогрев отсека ОТВ зимой.