Машины, стоящие на вооружении МЧС, выпускают на базе разных марок автомобилей, но самой популярной считается платформа ЗИЛ. Переоборудование под потребности спасателей происходит на профильных заводах и цехах. Пожарные автомобили на ЗИЛ полностью соответствуют тактико-техническим характеристикам спецтехники, используемой при тушении пожаров различных категорий. Популярность этой марки обусловлена рядом факторов:
- маневренностью при тушении пожаров в городской черте;
- максимальной адаптацией к эксплуатации в российских условиях;
- ремонтопригодностью;
- неприхотливостью к качеству топлива.
Наиболее востребованными у МЧС оказались модели 130 и 131, а также легендарные пожарные автомобили ЗИЛ 157. Регулярно проводимая их модернизация повышает качество техники и сокращает расходы, связанные с техобслуживанием.
Пожарные автомобили ЗИЛ 130
За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.
В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.
Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.
На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:
- одноуровневый центробежный ПН-40УА заднего положения;
- одноступенчатый нормального давления НЦПН-40/100.
Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.
Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.
Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.
В базовую комплектацию входит снаряжение для боевого расчета, дыхательные аппараты, НВР с соединительной арматурой, напорные рукава DN51, 66, 77. Переносной лафетный ствол, ручные комбинированные, перекрывные и воздушно-пенные стволы. Водосборник, гидроэлеватор, ключи, соединительные головки. Пеногенератор ГПС-600. Порошковые огнетушители.
ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б
Насос | ПН-40УА |
Производительность, л/сек | 40 |
Напор при номинальном числе оборотов, м | 100 |
Всасывающий насос | Газоструйный |
Высота всасывания, max, м | 7.5 |
Время заполнения всасывающей линии при max геометрической высоте всасывания, сек. | 40 |
Пеносмеситель | ПС-5 |
Тип пеносмесителя | Водоструйный эжектор |
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м3 | 25 |
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3 | 250 |
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2) | 42…28 |
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2) | 83 |
Пожарные автомобили ЗИЛ 131
Серийный выпуск ПА на базе ЗИЛ 131 пришелся на 1970-1984 годы, когда были разработаны модели 137 и 137А. Они оказались удачными по сочетанию полноприводного шасси с абсолютной неприхотливостью к эксплуатационным условиям. По ТТХ пожарный автомобиль ЗИЛ 131 отличается от ЗИЛ 130, но полностью заменить его так и не смог. Для тушения пожаров его могут заправлять водой или пеной. Цистерна для воды рассчитана на 2.4 тонны, а бак для пены по сравнению с рассмотренной выше моделью немного меньше, 150 литров. При этом общая снаряженная масса этого автомобиля составляет 11 тонн. Распределение нагрузки на передний мост – 2980 кг, на задний – 8170 кг.
Бензиновый карбюраторный двигатель А-76 у ЗИЛ 131 АЦ-137 и 137А имеет мощность 150 л.с. или 110 кВт. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч с расходом топлива 40 л на 100 км пробега. Колесная база предполагает шесть ведущих односкатных колес. Благодаря полному приводу машина справляется с бездорожьем. Это важный показатель для сохранения машинного фонда этой модификации как основной технической единицы МЧС.
Преимуществом ПА на базе ЗИЛ 131 считается система подогрева воды, расположенная в цистерне. Функционирует она на энергии выхлопных газов. Также отличительной особенностью этой модификации является улучшенная двухрядная кабина с защитными решетками на окнах на случай массовых беспорядков.
ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А
Насос | ПН-40УВ |
Тип насоса | Одноступенчатый центробежный |
Подача воды (л/сек) | 40 |
Высота всасывания, max, м | 7 |
Контрольная высота всасывания, м | 3.5 |
Пеносмеситель | ПС-5 |
Тип пеносмесителя | Водоструйный эжектор |
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м3 | 25 |
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3 | 250 |
Лафетный ствол | СЛК-П20 |
Расход воды для ствола, л/сек | 19 |
Кратность пены на выходе из ствола | 6 |
Дальность водяной струи, м | 60 |
Дальность пенной струи, м | 50 |
Поворот лафетного ствола | +90… -20° по вертикали |
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2) | 41,67…27,78 |
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2) | 83,33…52,08 |
Длина напорных рукавов, м | 408 |
Габариты (д*ш*в), мм | 7640*2500*2950 |
Несмотря на свою популярность, ПА на базе ЗИЛ 131 имеет некоторые недостатки. Например, принцип крепления к раме, из-за чего часто нарушается геометрия цистерны, а как следствие – ее разгерметизация.
Пик производства пожарных машин на базе грузовых автомобилей ЗИЛ пришелся на 1970-е годы, однако популярность этой техники не спадает и в наши дни. Ее плюс – неприхотливость в эксплуатации и возможность работы как в городской черте, так и в условиях бездорожья.